|
||||||||||||||||||||||||||||
Правовые основания использования фрагментов произведений науки, литературы и искусства Ирина Тулубьева Действующий с 3 августа 1993 года Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» обязывает всех пользователей произведений науки, литературы и искусства получать у правообладателей права на использование, то есть заключать авторский договор. Такая обязанность установлена для издательств, рекламных и звукозаписывающих фирм, теле- и радиокомпаний как при использовании ими целого произведения, так и тогда, когда используется любая его часть, фрагмент. Для правомерного использования даже небольшого отрывка из произведения, его части (фрагмента) следует получать согласие автора (или иного обладателя исключительных прав на использование) и закреплять его в письменной форме - в договоре о передаче пользователю авторских прав на конкретные способы использования части произведения. Пункт 3 статьи 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" устанавливает, что часть произведения науки, литературы и искусства является объектом авторского права. При этом уточняется, что охраняется такая часть произведения, которая, во-первых, является результатом творческой деятельности, а во-вторых, может использоваться самостоятельно. Вышеуказанное правило распространяется и на название произведения. Название как часть произведения охраняется законом при условии, что оно представляет собой результат творческой деятельности автора, то есть в достаточной степени оригинально и самобытно, и может использоваться в отрыве от самого произведения. Конечно, не всегда возможно сразу же дать ответ на вопрос, является ли какое-либо конкретное название произведения объектом авторского права, есть ли в нём частица творческого труда автора , или же это обычное слово (словосочетание), самая рядовая и повсеместно употребляемая фраза. Иногда оригинальность названия очевидна (как, к примеру, неповторимы названия многих произведений Эдварда Радзинского). В спорных случаях окончательный вердикт по этому вопросу будет вынесен судом, который и установит, является ли фрагмент использованного произведения результатом творческой деятельности автора и, соответственно, были ли нарушены права истца (обладателя авторского права). Вероятно, к участию в процессе будут привлечены и эксперты - специалисты в области литературы или искусства, которые дадут суду свое заключение (возможно, что и не одно). Однако решение выносится только судом и только на основании закона, и потому доводы заключений экспертов не будут иметь для суда определяющего значения. Судебные тяжбы отнимают много сил, времени и денег, поэтому издательства, рекламные фирмы и другие пользователи только выиграли бы, если бы сразу заключали авторские договоры на использование понравившегося им названия, "крылатой фразы" или любого другого фрагмента произведения (пусть даже самого небольшого объема). Ведь в подавляющем большинстве случаев автору, фрагмент произведения которого без его согласия был включен в книгу, рекламный ролик, телепередачу и т.д., удастся доказать свои права либо в досудебном порядке, либо уже через суд. Так, в пользу автора закончился спор между классиком детской литературы Эдуардом Успенским и московским магазином «Чебурашка», использовавшим в своём наименовании имя одного из любимых всеми персонажей писателя, которое, кроме того, является названием литературного сценария мультфильма. После обращения автора в Гагаринский межмуниципальный суд г.Москвы магазину пришлось сменить свою вывеску на обычную - «Товары для детей», а полученное магазином без согласия автора свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) «Чебурашка» было аннулировано Роспатентом. Без суда удалось Эдуарду Успенскому добиться восстановления своих «отцовских» авторских прав на другого популярного героя - кота Матроскина. Калужская фирма выпустила в продажу гигиенический наполнитель для кошачьих туалетов «МАТРАСКИН». Замена буквы в названии не помогла фирме избежать ответственности, поскольку такое изменение фрагмента произведения является несанкционированной переработкой, то есть еще одним нарушением авторских прав писателя. К тому же нарисованный на обёртке жирный полосатый кот, сидящий на горшке, не оставлял сомнений в том, какое именно произведение частично использовано фирмой-изготовителем. После подписания соглашения о снятии претензии Эдуард Успенский не стал лишать российских котов достижений современной цивилизации и передал фирме право на использование фрагмента своего произведения. Но далеко не всегда споры о праве на использование фрагмента произведения удается решить без судебного разбирательства. Так, в Пресненский межмуниципальный суд г.Москвы обратился Борис Заходер, создатель русского переложения произведения А.Милна о медвежонке Винни-Пухе. Иск о прекращении издания и распространения журнала «Винни-Пух» и взыскании компенсации за нарушение авторских прав предъявлен компании «Эгмонт Россия Лтд», издающей этот детский журнал. В каждом номере ежемесячного издания используются фрагменты охраняемой законом русской версии книги, созданной Б.Заходером еще 40 лет назад и давно ставшей классикой. Кто не знает поросенка Пятачка, Тигру, Слонопотама, кто не вспомнит знаменитое «Винни-Пух и все-все-все» ? Эти и другие фрагменты русскоязычной переработки Бориса Заходера издатель использовал без договора с автором и без указания в журнале его имени. Компания «Эгмонт Россия Лтд» отказалась от мирного разрешения конфликта, сославшись на то, что права на использование были ею получены от Фонда Алана Милна и, кроме того, название журнала было зарегистрировано в Комитете РФ по печати (что, по мнению издателя, дополнительно подтверждает его права). В свою очередь популярный российский автор не посчитал доводы пользователя убедительными, ведь объектами авторского права являются любые результаты творческой деятельности - как оригинальные произведения, так и переводы, переделки и иные переработки. И потому авторский договор должен заключаться на каждый объект авторского права. Внимательное отношение даже к небольшим отрывкам из произведений необходимо всегда, ведь в случае судебного разбирательства , если будет установлен факт нарушения авторских прав - незаконного использования, например, в книге части произведения (стихотворения, рассказа, рисунка, фотоснимка), весь изданный тираж подлежит обязательной конфискации для последующего уничтожения либо передачи истцу. Такая норма установлена п.4 ст.49 Закона 1993 г. в редакции Федерального закона № 110-ФЗ от 19 июля 1995 г. При этом не имеет значения, что незаконно использован только один-единственный фрагмент одного-единственного произведения, который составляет совсем небольшой объем книги. Вся книга будет признана контрафактной, а любое ее использование - незаконным. Обладатель исключительных авторских прав вправе обратиться в суд с требованием взыскания с нарушителя денежной компенсации, сумма которой будет определена судом в диапазоне от 10 до 50.000 минимальных размеров оплаты труда. Помимо этого, суд взыщет с незаконного пользователя штраф в размере 10 процентов от присужденной в пользу автора суммы, а также обяжет нарушителя авторских прав возместить все судебные издержки (госпошлину, от оплаты которой освобождается автор, расходы истца на представителя в суде, оплату экспертизы и др.). Что касается компенсации, то даже за, казалось бы, небольшой фрагмент произведения суд может взыскать с нарушителя весьма крупную сумму, во много раз превышающую ставку гонорара, обычно практикуемого в данном издательстве, рекламной или музыкальной фирме. Ведь компенсация является самостоятельной мерой защиты нарушенного авторского права и не связана ни с размером авторского вознаграждения, которое мог бы получить автор в случае правомерного использования такого объема произведения , ни с доходом пользователя. Её диапазон ограничен Законом (от 10 до 50.000 МРОТ), а конкретная сумма определяется судом с учетом всех обстоятельств дела. Поэтому одна "крылатая фраза" взятая из текста известного произведения, или же небольшой фрагмент рисунка либо фотографии, помещенный на обложку книги, могут быть оценены судом очень дорого. Не секрет, что, к примеру, рекламные слоганы ценятся на вес золота, и труд их создателей оплачивается адекватно. Таким образом, убытки пользователя могут намного превысить его экономию на выплате авторского вознаграждения за фрагмент произведения. Необходимо отметить, что Законом 1993 г. предусмотрена возможность использования отрывков из произведения без заключения авторского договора и без выплаты гонорара. Так, статья 19 Закона устанавливает, что допускается свободное цитирование из произведений. Но для того, чтобы грамотно использовать предоставленную Законом возможность, пользователям следует очень внимательно изучить ее формулировку. В статье 19 Закона установлен ряд существенных ограничений, и потому далеко не всякое цитирование будет законным. Во-первых, важна цель цитирования. Свободное (бездоговорное) цитирование допускается только "в научных, исследовательских , полемических, критических и информационных целях". При этом цитировать (в оригинале и в переводе) можно только из произведений, которые были правомерно обнародованы. И потому цитирование неопубликованных рукописей без согласия обладателя прав на их использование будет незаконным. Кроме того, Закон ограничивает объем цитируемого произведения - он должен быть оправдан целью цитирования. Это ограничение представляется наиболее уязвимым моментом, поскольку оно достаточно субъективно и в случае спора решение по данному вопросу вынесет только суд. Закон устанавливает, что при соблюдении всех вышеперечисленных условий цитирование должно в обязательном порядке сопровождаться ссылкой на автора, произведение которого цитируется, и на источник заимствования. Некоторые пользователи ошибочно полагают, что, опираясь на вышеизложенную норму ст.19 Закона, они могут издавать хрестоматии и прочие учебные пособия, а также песенники, фотоальбомы и другие сборники. Такая позиция не основана на законе: использование охраняемых произведений (или частей, фрагментов произведений) разных авторов в сборниках, хрестоматиях для учащихся, антологиях, песенниках и т.д. допускается только по авторскому договору и с выплатой гонорара. Практика показывает, что при обсуждении с автором условий авторского договора можно достичь компромисса по всем спорным вопросам и определить все правомочия фирмы по использованию произведений и любых их фрагментов и частей. Самое главное - это постараться договориться обо всем ещё до начала использования фрагмента произведения, а не тогда, когда рекламный ролик уже передается в эфир, а книга или компакт-диск поступили в продажу. |
||
© Prologo 2002 Пишите нам: info@prologo.ru Телефон в Москве: 995-6967, 995-6955 |
||