|
||||||||||||||||||||||||||||
Издание сборников Ирина Тулубьева Издание хрестоматий, антологий, песенников и других сборников имеет свою специфику, которую необходимо учитывать во избежание конфликтных ситуаций. Не всегда даже опытные издатели правильно понимают свои права и обязанности при использовании составных произведений (сборников), и это может привести к самым негативным последствиям. К сожалению, до сих пор в издательской среде существуют некоторые устойчивые заблуждения на этот счет, в частности, о распределении обязанностей по соблюдению авторских прав между издательством и составителем и, соответственно, об ответственности каждого из них в случае предъявления претензий о нарушении авторских прав. Чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо обратиться к действующему законодательству об авторском праве. Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09 июля 1993 г. № 5351-1 (далее - "Закон") установлено, что сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения относятся к объектам авторского права, если они представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (п.3 ст.7 Закона). В соответствии с п.1 ст.11 Закона, автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат творческого труда (составительство). Как известно, любое использование объектов авторского права (результатов творческой деятельности авторов) осуществляется не иначе как на основании авторского договора (ст.30 Закона). Таким образом, вопрос о том, является ли какая-либо конкретная составительская работа объектом авторского права, то есть является ли составитель автором произведения (составления) и нужно ли заключать с ним авторский договор, решается весьма субъективно: оценить, внесен или нет творческий вклад в составительскую работу, иногда довольно сложно, и в необходимых случаях судом будет назначаться экспертиза. Однако очевидно, что составительство сборника из двух-трёх повестей либо из произведений, расположенных в хронологическом или алфавитном порядке, вряд ли будет представлять собой результат творческого труда составителя, - почти всегда это работа чисто техническая. Но есть сборники, составленные весьма оригинально и творчески. Поэтому одной из задач издателя будет выяснение вопроса о том, имеет ли работа составителя творческий характер и, соответственно, необходимо ли заключать с ним авторский договор. Составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, которые они включают (п.3 ст. 7 Закона). Следовательно, творческая составительская работа будет объектом авторского права и в том случае, если сборник состоит из неохраняемых произведений (например, из стихотворений и поэм А.Блока), и тогда, когда в книгу вошли произведения современных авторов. В соответствии со ст.9 Закона, авторское право на произведение, в том числе на результат творческой работы составителя (составление), возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Однако составные произведения имеют одну особенность, на которую указывает абз.2 п. 1 ст.11 Закона: составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Данное положение означает следующее: составитель не вправе присваивать авторство на чужие произведения и не должен вводить издателя в заблуждение относительно авторов произведений, включаемых в сборник (в том случае, если составитель сам разыскивает и отбирает произведения для сборника, а не руководствуется указаниями издателя). Составитель не вправе самостоятельно, без согласия издателя, сокращать, изменять или иным образом перерабатывать произведения, которые он включает в сборник. Обо всех переработках произведений, осуществленных им по собственной инициативе, составитель обязан сообщить издателю для того, чтобы последний, заключая с авторами договоры на воспроизведение и распространение произведений, получил у них также разрешение на переработку. Желательно сделать это до завершения составителем работы, поскольку переговоры с авторами могут затянуться и, более того, разрешения на использование издательство от них может и не получить. Если же составитель самостоятельно, без согласия на то издателя, осуществит переработку произведений , исказит их или присвоит авторство (либо введет издателя в заблуждение относительно истинных авторов , произведения которых он предлагает издателю по своей инициативе, по своему выбору), то есть если при создании своего произведения (составления) он нарушит авторские права кого-либо из авторов (наследников, иных правообладателей), то издатель не сможет использовать данное составление на законных основаниях. Очень часто издательства, оправдываясь за бездоговорное использование произведений в сборниках, ссылаются на договор с составителем: дескать, составитель, а не издательство, должен отвечать за нарушение авторских прав. Такой довод не будет приниматься судом во внимание, ведь законом установлено, что обязанность по заключению авторского договора лежит на пользователе, то есть на том, кто в данном случае осуществляет воспроизведение и распространение произведений (а возможно, и переработку). Воспроизводит произведение путем издания в виде книги и распространяет книги путем продажи издательство. Издательство, а не составитель, подготавливает сборник к выпуску, заказывает и оплачивает изготовление типографией тиража. Именно издательство до начала использования (воспроизведения, переработки, распространения и т.д.) произведения обязано получить соответствующие полномочия от обладателей авторских прав - заключить авторские договоры со всеми правообладателями: с авторами текстов, переводчиками, комментаторами, художниками, фотографами, составителями и другими. Исключением являются случаи, когда перечисленные авторы охраняемых произведений состоят в трудовых отношениях с издателем, и создание соответствующих произведений входит в их служебные обязанности ( и если какую-либо часть прав на использование произведения авторы не оставили за собой по трудовому договору /контракту/). И, разумеется, на издателе лежит обязанность по соблюдению не только имущественных авторских прав, но также личных неимущественных прав, перечисленных в ст.15 Закона (права авторства, права на имя, права на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора). При возникновении со стороны авторов либо наследников претензий, связанных с бездоговорным использованием произведений в сборниках, а также по фактам нарушений личных неимущественных прав (таких, как неуказание в песеннике имени автора произведения или неправильное указание имени автора того или иного текста в научном альманахе), отвечать, в соответствии с законом, должно издательство, и его ссылки на обязанность составителя нести ответственность по таким претензиям будут неправомерными. Не составитель, а издатель берет на себя инициативу и ответственность за данное издание. В том случае, если мирным путем ситуацию урегулировать не удастся и правообладатели направят исковое заявление в суд, надлежащим ответчиком по иску будет издательство, а не составитель. Условие о договорной ответственности составителя за несоблюдение авторских прав при издании произведений будет недействительным как противоречащее норме закона, и всю ответственность за издание контрафактного сборника несет издатель как лицо, незаконно издавшее и распространившее произведения. Возможно, что в суде в качестве соответчика будет привлечен составитель, осуществивший несанкционированную издателем переработку произведений либо присвоивший авторство на произведения, вошедшие составной частью в сборник (введя при этом в заблуждение издателя). Вопрос о вине издательства в нарушении авторских прав будет исследоваться судом, но вина в любом случае будет установлена - либо в форме умысла, либо в форме неосторожности. Какие обстоятельства могли бы освободить издательство от ответственности? Как представляется, освобождение от ответственности будет возможно только в том случае, если издательство докажет полное отсутствие своей вины в нарушении авторских прав при использовании произведений. Однако наличие у издательства договора с составителем, в соответствии с которым составитель гарантирует, что при составлении произведений им были соблюдены все права авторов этих произведений, не снимает с издателя ответственности за нарушение авторских прав. Такое условие гарантирует лишь то, что при составлении составитель ничьих прав не нарушал. Причем эта гарантия не должна быть голословной, она должна быть подтверждена прилагаемыми к договору документами. Издатель - добросовестный предприниматель - обязательно проверит все заявленные гарантии, потребует от составителя документальных подтверждений им, выверит все тексты, все имена. Следует подчеркнуть, что составитель вовсе не должен гарантировать соблюдение авторских прав при использовании произведений, ведь соблюдать права обязан тот, кто использует произведения каким-либо способом - издает, тиражирует на аудионосителях, передает в эфир. Привлечение составителя в качестве соответчика по иску к издательству о нарушении авторских прав возможно, как было отмечено, лишь в том случае, если составитель ввел издателя в заблуждение относительно истинного автора произведения, без ведома издателя исказил произведение. Однако и в этом случае издатель не будет освобожден от ответственности, поскольку именно издатель нарушил закон: выпустил сборник, не проверив составителя, то есть действовал неумышленно, но халатно. "Освободить" себя от ответственности издательство могло бы только тогда, когда, заключая договор с составителем, оно получает от составителя заверенные копии его договоров со всеми авторами и правопреемниками (договоров о передаче составителю имущественных авторских прав с правом выдачи сублицензий третьим лицам) и заключает договор с составителем не только на передачу прав на использование составления, но также на передачу прав на использование самих произведений (поскольку имеет документальные подтверждения того, что именно составитель является обладателем авторских прав на них). И вот в данном случае, если составитель представил издателю поддельные или иные недействительные документы (например, договоры, которые уже были расторгнуты в установленном порядке), якобы подтверждающие его права на использование произведений, и издатель не мог предполагать, что эти документы (договоры, свидетельства о праве наследования и т.д.) подделаны (недействительны), причем объем использования произведений в сборнике не был превышен по сравнению с объемом якобы полученных издателем прав, то тогда, доказав отсутствие своей вины в нарушении авторских прав при издании сборника, издательство будет освобождено от ответственности. Доказывание издательством отсутствия вины даже в такой ситуации представляется всё же проблематичным, ведь только крайне наивный субъект, но не предприниматель, работающий в книжном бизнесе, может предполагать и искренне верить, что некий составитель в состоянии проделать такую трудоемкую, даже для предпринимателя, работу по получению авторских прав от всех авторов сборника (особенно, когда речь идет о сборниках и антологиях, составленных из десятков произведений различных авторов). Понеся установленную законом ответственность за нарушение авторских прав (выплата компенсации от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, конфискация контрафактных книг и т.д.), издательство может обратиться с регрессным иском к составителю и требовать от него возмещения понесенных убытков (при наличии достаточных гарантий в договоре издательства с составителем). Составитель будет отвечать перед издателем не за бездоговорное использование или нарушение личных неимущественных прав автора при издании, а за причинение издателю убытков в связи с нарушением условий договора с издателем и несоответствием действительности заявленных составителем гарантий. Подводя итог вышеизложенному, необходимо еще раз особо подчеркнуть безусловную обязанность издателя заключать авторские договоры абсолютно на все охраняемые законом произведения, даже если в сборнике 50 и более авторов. Не следует пренебрегать нормами закона даже в таких случаях, когда соблюдать закон непросто. Учитывая, что авторский договор предполагает свободу выбора сторон, ничто не препятствует издателю договориться с правообладателем не только о "разовом" использовании произведения в конкретном сборнике, но и об использовании ряда произведений этого автора в нескольких сборниках и авторских книгах в течение 5-10 и более лет. |
||
© Prologo 2002 Пишите нам: info@prologo.ru Телефон в Москве: 995-6967, 995-6955 |
||