|
||||||||||||||||||||||||||||
Авторские права в средствах массовой информации* Тове Хюгум Якобсен** Настало время подойти более серьезно к вопросу об авторском праве журналистов и новостных средств массовой информации. Автор надеется, что настоящий обзор средств массовой информации (и их нынешнего статуса) поможет включить этот вопрос в международную повестку дня, а также убедить издателей и производителей объединить усилия творческих работников средств массовой информации, направленные на обеспечение адекватной и эффективной охраны авторского права на их материалы. Практически вся работа в средствах массовой информации охраняется авторским правом, и разумно было бы обсудить его защиту в мире электронных публикаций и новых он-лайновых услуг. Не менее важно партнерское участие средств массовой информации в коллективном управлении вторичным использованием произведений в странах, где оно признается. Термин "журналистика" в современных средствах массовой информации относится к огромному разнообразию функций, включая деятельность традиционных журналистов в печатных и электронных средствах массовой информации, газетных и телевизионных фотографов, художников, создателей радио- и телевизионных программ и многих других служащих и внештатных работников, занятых написанием и творческой разработкой материалов. Роль средств массовой информации в информационном обществе Информационные службы являются важнейшими партнерами в информационном обществе. Перемены в сфере технологии, законодательства и содержания средств массовой информации в настоящее время вынуждают журналистов пересмотреть свои позиции по отношению к авторским правам как на национальном, так и на международном уровне. Широкие и хорошо обеспеченные авторские права служат показателем качественного уровня средств массовой информации. Можно с уверенностью сказать, что гражданам нельзя полагаться на надежность получаемой информации, если журналисты не наделены правами на нее. Без этого условия они не способны реализоваться в соответствии со своими личными и профессиональными этическими принципами. Естественно, системы, способные заниматься охраной и передачей прав на все произведения, которые распространяются в средствах информации, создать совсем не просто. Но эта задача не сложнее, чем в других отраслях издательского дела, где для того, чтобы интеллектуальные произведения были доступны публике, должно применяться авторское право. В последние годы заключен ряд пионерских соглашений между издателями, производителями и творческими работниками средств массовой информации на основе типовых контрактов, удовлетворяющих требования о конкуренции в средствах массовой информации и нужды пользователей и стимулирующих остальные заинтересованные стороны. Но, как видно из прилагаемых судебных решений (см. Приложение 1), повсюду дело продвигается медленными темпами. Следует отметить, что журналистский материал весьма пригоден для коллективного управления авторскими правами в отношении вторичного использования материала как в репрографической, так и в цифровой форме в образовательных учреждениях, библиотеках, частных и государственных компаниях, в интересах издателей, производителей, журналистов и, что не менее важно, в интересах пользователей. Печатные издания по-прежнему играют большую роль во всем мире. Участие как авторов, так и издателей в коллективном управлении правом на воспроизведение является решающим фактором независимо от избранного страной способа: лицензирования, системы сборов, расширенных коллективных лицензий, систем добровольного лицензирования или обязательного коллективного управления(1). Международная федерация журналистов (МФЖ) (International Federation of Journalists - IFJ) является ассоциированным членом Международной федерации организаций - обладателей прав на воспроизведение (ИФРРО) (International Federation of Reproduсtion Rights Organizations - IFRRO) с самого ее основания в 1980 г. и в течение всего этого периода представляет интересы авторов в Совете директоров ИФРРО. В некоторых странах (например, в Великобритании - через компанию "БайЛайн" при Авторском обществе по лицензированию и коллективному управлению правами (АЛКС), и в Швеции - через компанию АЛИС) журналисты взяли инициативу в свои руки, определив права в отношении Интернета и мультимедийного материала. Эти новые авторские общества были созданы из-за возникающих разногласий между издателями и авторами по поводу управления правами в сфере электронных изданий. В Великобритании споры затрагивают права журналистов в целом. Газетные издатели организовали собственное агентство, Газетное лицензионное агентство (НЛА) (Newspaper Licensing Agency Limited - NLA), чтобы регулировать вопросы о вторичном использовании газетного материала, и пока еще не решено, будет ли оно представлять интересы и внештатных журналистов. В США с 1995 г. существует Авторский регистр - некоммерческая организация с централизованной авторской картотекой. Национальным союзом писателей в США создана также активно действующая клиринговая палата по правам на публикацию. Введение системы идентификации Современная конвергенция средств массовой информации, сопровождающаяся слиянием различных известных на сегодняшний день видов СМИ, обусловлена прежде всего появлением цифровой технологии. Такое развитие выдвинуло на передний план совершенно новых действующих лиц, что вызвано необходимостью введения систем идентификации, позволяющих публике устанавливать подлинность материала, подготовленного профессиональными штатными и внештатными журналистами, которые работают в соответствии со своими профессиональными этическими нормами. МФЖ и Европейская ассоциация газетных издателей (ЕНПА) (Eurоpean Newspаper Publishers Association - ENPA), которая от имени Всемирной газетной ассоциации (ВАН) (Word Association of Newspаpers - WAN) несет ответственность за всю политику в области авторского права, инициировали диалог о возможности введения кода (PRESS MARK), который идентифицирует создателей газетных материалов. Этот код можно сравнить с системой цифрового предметного указателя предметов (ДОИ)(Digital Object Identifier - DOI), который является цифровым эквивалентом хорошо известной системы ISBN, используемой в издании книг и журналов. ДОИ был введен Международной ассоциацией издателей (ИПА) (International Publishers Associacion - IPA) и Научными, техническими и медицинскими издателями (СТМ)(Science, Technical and Medical Publishers - STM). К сожалению, по мере того как информационный рынок расширяется, включая все более разнообразные новые информационные услуги, средства массовой информации все больше зависят от требований коммерческой эксплуатации, а не запросов добросовестной журналистики. В будущем средства массовой информации также рискуют превратиться в объект законодательного регулирования, подобного законодательству о телерадиовещании, хотя до сих пор такое положение казалось немыслимым в отношении печатной продукции многих стран мира. Значительная разница в условиях существования средств массовой информации в мире в настоящее время наглядно свидетельствует о той решающей роли, которую может играть свободная и профессиональная пресса в качестве катализатора развития плюралистических и жизнеспособных гражданских обществ. Журналистика - суть свободной прессы. Надежная охрана авторского права журналистов, вне зависимости от того, какие социальные, политические и культурные условия преобладают в стране, помогает обеспечить целостность средств массовой информации (и следовательно, доверие к ним со стороны публики). Защита неимущественных прав - ключ к качественным нормам этики Таким образом, резонно заострить внимание на значении надежности и высокого качества в журналистской работе. Эффективная защита неимущественных прав авторов в средствах массовой информации является ключом к безупречным этическим отношениям. Закон об авторском праве иногда именуется "культурной конституцией". Он стоит на страже культурных ценностей, потому что препятствует использованию интеллектуальных произведений без согласия автора, нелегальному копированию, искажению, переработке, порче и другим действиям, наносящим ущерб произведениям или авторам. Интересно отметить, что в настоящее время вопросы авторского права находятся в центре внимания, став объектом непреходящего политического интереса. С нашей точки зрения, это объясняется тем, что авторское право является коммерческим/политическим инструментом, представляющим значительный финансовый интерес, а также тем, что, оберегая культурные ценности, авторское право становится культурным/политическим инструментом защиты национальных интересов от процесса глобализации. Это подтверждается неформальным, но репрезентативным изучением интересов, представленных на международных симпозиумах, где обсуждаются новые вопросы авторского права, и в не меньшей степени - на международных дискуссиях, касающихся многосторонних документов по авторскому праву, разработанных под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирной торговой организации (ВТО) (а именно Соглашения об аспектах прав интеллектуальной собственности, связанных с торговлей, - ТРИПС) и Европейского Союза (его директив). Затронутые торговые и финансовые интересы в последнее время отчетливо проявлялись в несогласии по вопросу о целесообразности включения авторского права в Многостороннее соглашение по инвестициям (МСИ) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), или так называемый Новый трансатлантический рынок, который стремится устранить торговые барьеры между Северной Америкой и Европой. Представители средств массовой информации (авторы и современные деятели искусств и их деловые партнеры, издатели и продюсеры) участвуют во всех этих международных контактах. Нет никаких сомнений, что представители прессы окажут влияние на будущие дебаты по затронутым проблемам. Средства массовой информации всегда вносят свой вклад в общественные дебаты Для понимания сути нынешних дискуссий по вопросам авторского права, возникающих из необходимости найти практические решения проблем, которые вызваны рождением информационного общества, будет чрезвычайно полезен краткий исторический экскурс. До изобретения книгопечатания и ротационной печатной машины социальные дебаты были сферой ораторов, философов и художников. Искажение и копирование не одобрялись древним обществом Афин и Рима. Латинское слово plagium означало "похищение детей"; римский поэт Марциал, живший почти 2000 лет назад, рассматривал подражание своим стихам как похищение своих "духовных детей". Греческое слово plagion имело сходное значение: "хищение духовной собственности". Но, разумеется, санкционированное копирование было необходимо в Древней Греции и Риме. В прошлом году я побывала в Национальной галерее Афин на замечательной выставке, посвященной истории библиотек; на ней были представлены оригинальные экземпляры старовизантийской техники копирования, написанные на пурпурном пергаменте серебряными чернилами. Выставка представляла собой потрясающее путешествие к древним цивилизациям Эгейского региона, где возникли первые системы письменности. В ранних цивилизациях нормы морали и общественное осуждение гарантировали от несанкционированного использования произведений разума, и эта ситуация сохранялась до тех пор, пока 500 лет назад издательства не получили исключительное право печатать книги. Первые законы об авторском праве, определявшие права авторов и художников, были приняты в Великобритании (Статут королевы Анны) в 1710 г. Во Франции их приняли двести лет тому назад - после Великой французской революции. Они послужили образцом для большинства стран. Основные философские принципы, на которых базируются французские законы, выражены во втором пункте статьи 27 Всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.): "Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является". В настоящее время компьютеры широко распространены в современных библиотеках, которые настаивают на сохранении традиционных ограничений авторских прав, поскольку стремятся как можно полнее удовлетворять запросы публики. Как журналисты и авторы, мы категорически против любых ограничений в концепции копирования, позволяющих библиотекам и другим лицам и учреждениям игнорировать авторское право в Интернетее. В этой связи мы поддерживаем решения, принятые под эгидой ВОИС и Европейской комиссии. Но принудительное исполнение закона не следует усложнять; простоту могут обеспечить системы коллективного управления. Законы об авторском праве, основанные на континентальных европейских традициях, предоставляют авторам твердые и неотчуждаемые неимущественные права, связывая, таким образом, авторов с произведениями, несмотря на передачу права на использование этих произведений. Английские и американские законы не придают такого значения неимущественным правам. В принципе, они по-прежнему базируются на привилегиях печатного издания, так что любой может приобрести права автора и стать владельцем авторского права. Согласно этой концепции, неимущественные права также можно передавать наряду с правами на использование, по крайней мере в отношении произведений, созданных по трудовому договору (по найму) и на заказ. Эта разница имеет практические последствия для тех, кто работает в средствах массовой информации. Возьмем, например, газетного фотографа, который делает снимки в зоне военных действий. Снимок поступает в агентство новостей, и компания по пошиву обмундирования хочет использовать его в рекламе. В США и Великобритании вполне возможно приобрести все права фотографа (даже неимущественные). Действительно, финансовое давление на журналистов в настоящее время столь велико, что им почти невозможно выжить без уступки неимущественных прав. В этих странах информационные агентства наделяются правом разрешать использование фотографий в рекламе. Но по европейским законам континентального права фотограф не имеет права передавать свои неимущественные права. Он сохраняет за собой право отказать в использовании своего произведения в рекламе, поскольку это нанесет ущерб его чести и репутации профессионального фотографа. Как соавтор книги об авторском праве в средствах массовой информации, опубликованной в Дании, и председатель Группы экспертов по авторским правам МФЖ, я участвовала в разработке принципа взаимосвязи ответственности средств массовой информации, этики и авторского права. Во многих странах имеются законы об ответственности средств массовой информации, или законы о прессе, которые регулируют распределение ответственности в СМИ. Наилучшим образом защищает свободу информации законодательство, которое возлагает ответственность на главного редактора и конкретного журналиста/автора. Если компания СМИ получает право использовать по своему усмотрению материал, подготовленный редакцией, редакция больше не может применить юридические санкции против любых неэтичных посягательств на этот материал. Это происходит потому, что неимущественных прав в этом случае недостаточно. Если редакция откажется от всех своих прав на коммерческое использование, это означает, что обязательства и права переходят от ее сотрудников, лично ответственных за тот или иной материал, к компании СМИ. Когда правовая и этическая ответственность переходит от конкретного физического лица (тенденция усугубляется нарушением прав на использование), становится все труднее поддерживать высокий уровень этики в средствах информации. Если право на возбуждение преследования передается средству массовой информации, огромное количество дел не попадет в суды, поскольку средству массовой информации придется учитывать множество факторов, не ограничиваясь только неимущественными правами. Владельцы средств массовой информации намного больше заинтересованы во взаимоотношениях с рекламодателями и другими партнерами, чем в их преследовании за те правонарушения, в которых они могут оказаться виновными. Имеется множество примеров предвыборной рекламы, торговых каталогов и пр., которые незаконно печатают статьи, фотографии и рисунки, тем самым нарушая издательскую этику (см. Приложение 2). Если мотивация и средства, доступные редакции в целях преследования за нарушения издательской этики, ослаблены или не существуют, то результатом станет снижение чувства ответственности и причастности редакции, а также исчезновение эффективного барьера, защищающего редакционный материал. В качестве журналистов мы все больше сознаем необходимость защиты самой сути нашей профессии. Ее идентичность - решающий фактор в формировании профессионального взгляда на процесс глобализации. Финансовые кризисы, подобные тому, который переживает сейчас Азия, могут сказаться на социальных и демократических процессах во всем мире. Многие средства массовой информации после таких кризисов закрываются, что ослабляет гражданское общество. В то же время транснациональные компании СМИ играют все более заметную роль. Одним из последствий глобальной конкуренции является новый уровень корпоративного влияния на развитые страны и обнищание многих развивающихся стран. Доклад ООН о развитии человечества за 1997 г. показал, что во всем мире ускоряется процесс концентрации богатства и власти. Более 40% мировой торговли осуществляют 359 корпораций, а богатство десяти миллиардеров в 1,5 раза превышает доход 48 беднейших стран мира. В этих условиях работники средств массовой информации испытывают те же страдания, что и другие группы работающих. Высокий уровень безработицы среди журналистов породил рыночную практику, для которой характерны краткосрочные договорами с внештатными работниками и договоры о временном найме и которую отличают правительственный диктат и даже грубое принуждение. Таким образом, глобализация привела к менее эффективным методам ведения переговоров и социального диалога. Эта тенденция может осложнить установление позитивной практики осуществления авторского права журналиста, поскольку во многих странах для этого необходимы усилия первооткрывателей. Исключительные права Как видно из Приложения 2, нарушения авторского права в отношении редакционного материала многочисленны. Вот типичный пример. Журналист пишет критическую статью об использовании пластиковых окон в строительной промышленности. Статья напечатана в собственной газете журналиста. Она привлекает всеобщее внимание и трижды используется без согласия автора в следующих случаях: (а) другая газета перепечатывает статью; (b) компания, производящая деревянные окна, использует статью о пластиковых окнах в своем маркетинге; (c) учитель местной школы копирует статью для учебных целей. В первом случае авторское право нарушается, и журналист вправе начать преследование и потребовать компенсацию. Газета журналиста также вправе потребовать компенсацию за несанкционированное использование статьи своим конкурентом. Во втором случае пострадали исключительные права журналиста и неприкосновенность (редакционная независимость), а следовательно, и моральные права. Журналист может потребовать компенсацию за имущественный и моральный вред. В третьем случае действия учителя полностью законны, при условии что школа выплачивает вознаграждение согласно соглашению с обществом по коллективному управлению авторскими правами. Если журналист (вероятно, через свой профсоюз) и газета (возможно, через издательскую организацию) являются членами национальной Организации прав на воспроизведение (ОПВ) (Reproduction Right Organization - PRO), обе стороны получат финансовую компенсацию от школы (или Министерства образования) за вторичное использование воспроизведенной статьи. Ограничение исключительных прав Естественно, редакции средств массовой информации также должны мириться с ограничениями авторских прав, установленными законом. В этом отношении особенно важны условия, касающиеся цитирования. Широко распространен миф о том, что цитаты в средствах массовой информации допустимы, если соблюдаются определенные ограничения в смысле времени, пространства и т.д. Но подобные критерии в действительности не столь правомерны. Единственный реальный критерий заключается в том, что при цитировании следует придерживаться сложившихся хороших традиций, что значит: (а) должны быть упомянуты заинтересованное лицо и источник и (б) цитата должна помещаться в контексте, который оправдывает ее использование. Другими словами, размер цитаты должен быть оправдан назначением. Это подчеркивается в законах об авторском праве многих стран, которые оговаривают цели, допускающие цитирование: наука, критика, полемика и т.д. Однако это не относится к использованию цитаты в рекламе и для коммерческих целей. Новые цифровые издательские системы в новостных средствах массовой информации порождают дополнительные основания для лучшей осведомленности о неимущественных правах и нормах цитирования, поскольку для журналистов современная техника облегчает искажение текста в процессе редактирования. Особенно легко получить доступ к цитатам по обзорам книг, пьес и фильмов, хотя следует оговориться, что базы данных, составленные путем цитирования различных статей в профессиональных изданиях, возможно, незаконны. В общем, обращение к цитатам в мультимедийных системах должно быть ограничено средствами эффективных поисковых систем. Выпуски новостей, информационные сообщения о текущих событиях и дискуссионные программы на общие темы не охраняются авторским правом, поэтому краткие обзоры фактических обстоятельств рассматриваются как цитаты лишь в определенной степени. Так, средство массовой информации, первым опубликовавшее сообщение о каком-либо событии, не может помешать другим средствам массовой информации сообщать ту же новость. А журналисты обычно испытывают профессиональную гордость в связи с тем, что другие газеты находят их сообщения достаточно важными для использования и публикации. В информационной индустрии стало хорошей международной практикой отдавать предпочтение эксклюзивным сообщениям, по крайней мере когда они публикуются впервые. Для мира СМИ также характернен приоритет сатиры над охраной авторским правом. Естественно, этот принцип также имеет свои пределы, но без сатиры мир, несомненно, многое потерял бы. И все же иногда авторы чувствуют, что их права нарушаются, если сатира использует чье-то произведение или обращается к нему со злонамеренной целью (или для пасквильных заметок) под предлогом развлечения. Так называемое "временное копирование" (например, загрузка на персональный компьютер статьи из Интернете для отложенного прочтения или другой акт преходящей, случайной или временной природы) является предметом горячих дебатов в связи с принятием новых Договоров ВОИС по авторскому праву и по постановкам и фонограммам. С точки зрения современного права единые права автора распространяются на все формы копирования, так что временные и случайные формы копирования должны быть строго ограничены и рассматриваться как особое исключение из эксклюзивного права на воспроизведение. В любом случае это сложная техническая область, и конечная цель, разумеется, заключается не в том, чтобы превратить пользователей Интернете в преступников или помешать библиотекам исполнять их естественные функции в информационном обществе. Передача прав В некоторых странах (прежде всего в США, Великобритании и других странах системы общего права) были приняты законы в интересах предпринимателей и производителей материальных носителей интеллектуальных произведений. Здесь применяется так называемая доктрина "произведения, созданного работником по найму". Как уже упоминалось, в соответствии с этой доктриной авторское право, включая право на авторство, принадлежит нанимателю или лицу, которое заказывает произведение внештатному сотруднику. Но авторское право в средствах массовой информации должно передаваться по свободному соглашению между заинтересованными сторонами. Такова ситуация в странах, где законодательство об авторском праве основано на гражданско-правовом подходе (континентальная Европа и многие другие страны) и где авторские права всегда подлежат передаче по соглашению. Однако издатели и производители часто считают, что использование свободных соглашений со служащими ограничивает возможности использования информационной технологии. Это неверно в отношении соглашений, достигнутых между авторами и издателями и производителями. Что касается мультимедийных продуктов, то права служащих представляют собой лишь каплю в море по сравнению с количеством внештатных работников и численностью различных произведений, требующих охраны. Авторские права, передаваемые по соглашению нанимателю, включают его право использовать материал, производимый за зарплату штатными сотрудниками, но права авторства и собственности на оригинальные рисунки, фотонегативы, рукописи и т.д. остаются у служащего. Наниматель продолжает удерживать права на использование даже после того, как служащий покинул компанию или скончался. Следовательно, наниматель наделен правом на копию произведения (или, если необходимо, на оригинал) и может осуществлять подобное использование. Ни служащий, ни наниматель не могут передавать права на эксплуатацию без согласия другой стороны. Итак, обе стороны имеют сильную мотивацию для достижения соглашения по поводу совместного управления правами на эксплуатацию в отношении различных форм использования произведений, отличных от тех, для которых они создавались. Общий принцип состоит в том, что права на эксплуатацию не рассматриваются как переданные нанимателю в большем объеме, чем это предусмотрено в коллективном соглашении или другой форме соглашения/договора. Следовательно, из соглашения должно быть ясно, что автора надлежит ставить в известность о перепродаже, оплате, учете и т.д. и что предприниматель должен использовать охраняемый материал в пределах разумного периода времени (например, в течение 5 лет). В противном случае автор должен быть освобожден от обязательств по соглашению в отношении этого материала. Внештатные сотрудники - уязвимая группа Средства массовой информации все сильнее настаивают на краткосрочном трудоустройстве сотрудников и использовании внештатных авторов. В связи с этой тенденцией возникает множество специфических проблем авторского права, так как подобные внештатные сотрудники должны в одиночку противостоять своим (часто весьма влиятельным) заказчикам и нанимателям. Внештатникам бывает трудно отказаться от договора, предусматривающего, например, передачу всех прав на любой способ (известный и неизвестный) использования материала в будущем. Иногда внештатным сотрудникам чрезвычайно сложно оценить возможности потенциального использования их материала в будущем, поэтому условия передачи необходимо формулировать так, чтобы не препятствовать внештатным работникам в получении гонорара. Типовые договоры и порядок приемки должны надежно гарантировать, что условия передачи не будут предусматривать переуступку всех прав на эксплуатацию в связи с первым использованием материала (см. Приложение 4). Помимо финансовой стороны этой проблемы, позволяющей внештатным работникам оценивать формы использования, заложенные в цене, с этической точки зрения не менее важно, чтобы внештатные и штатные работники могли влиять на использование редакционного материала. Утверждение о том, что штатные и внештатные сотрудники в средствах массовой информации выступают против различного использования материала в новой цифровой среде, не соответствует действительности. Напротив, с договорной точки зрения публикации в сети Интернет должны рассматриваться так же, как и в других средствах массовой информации, хотя здесь есть ряд конкретных особенностей: следует выяснить, (а) идет ли речь об идентичной публикации; (b) потенциальное международное распространение; (c) как долго будет храниться материал; (d) является ли материал тематическим, и т.д. Выводы Глобализация мировой экономики и новые производственные методы порождали значительные перемены в индустрии средств массовой информации, и свободная пресса первой приносится в жертву при экономических и политических кризисах. Жизненно важно защитить свободу информации во всех отношениях. Эффективная охрана авторского права относится к числу важнейших аспектов. В настоящей статье я попыталась обосновать принцип тесной взаимосвязи этики прессы, доверия, ответственности средств массовой информации и авторского права. Надеюсь, что сектор средств массовой информации займет более видное место в вопросах международного и национального авторского права и что издатели и производители сочтут достижение этой цели предметом совместных усилий, которые должны быть предприняты в партнерстве с творческими работниками средств массовой информации. Примечание 1. См. следующие общие и специальные публикации ИФРРО: Different Models of RRO Operation in Practice; RROs and IFRRO; Emergent RROs; Collective Administration; Reprographic Reproduction, - увидевшие свет в 1997 г. благодаря Международной федераций организаций - обладателей прав на воспроизведение (под ред. Тарьи Коскинен-Олсон и Пола Гринвуда). Приложение 1 Французский суд закрывает сайт газеты в Интернете: права журналистов нарушены 3 февраля 1998 г. французский суд впервые постановил, что авторские права на использование статей, опубликованных в Интернете, сохраняются за журналистами, а не владельцами их газет (Ordonnance de refere, Tribunal de Grande Instance de Strasbourg, 9700919, 3 February 1998). В своем решении суд поддержал доводы о том, что одновременная электронная публикация ежедневной газеты Dernieres Nouvelles d'Alsace (DNA) на сайте Интернет, принадлежащем дочерней компании газеты, составляет вторичное использование охраняемого материала, за которое журналистам причитается вознаграждение. Суд издал распоряжение о немедленном закрытии электронного издания и штрафе в 5 тыс. франков (835 долл. США) за каждый день продолжения публикации (World Intellectual Property Report, 0952-7613/98). Упущенные возможности бельгийских издателей В 1996 г. Центральная станция в Бельгии объединила в передовую интерактивную общегосударственную сеть распространения около 30 публикаций различных журнальных материалов из газет и журналов, издаваемых по всей стране. Предметом разногласий стал демарш авторского общества, журналистов и фотографов против Центральной станции. Предприниматели отказались от переговоров об оплате услуг журналистов в этой связи. Центральная станция начала действовать 8 мая 1996 г. 16 октября бельгийские суды вынесли решение о том, что издатели действовали незаконно, создав сеть без получения от журналистов разрешения на дальнейшее использование их материалов. Однако издатели предпочли закрыть службу, а не вести переговоры о соглашении с журналистами. Американские журналисты ожидают правил использования баз данных Писательская гильдия - организация, объединяющая авторов сценариев для кино, телевидения и радио. По мнению Писательской гильдии, для использования произведени в сети Интернет, созданных этой группой авторов, требуется ясно выраженное разрешение. Автор получает вознаграждение в соответствии связанное с числом посетителей сайта. Коллективных соглашений не существует. Писательская гильдия ожидает правил использования охраняемых произведений в базах данных. Внутреннее использование базы данных издателем не требует предварительного разрешения. По сведениям Газетной гильдии, члена МФЖ, множество ежедневных газет имеют сегодня он-лайновую службу. Объем использования колеблется: иногда речь идет о целой газете, иногда о ее части, иногда добавляется новый материал. Дополнительные платежи не осуществляются, и Газетная гильдия пытается вести переговоры о таких платежах. Это касается и использования баз данных. Национальный союз писателей поддержал истцов в федеральном иске об авторском праве против нескольких крупных издателей и операторов электронных баз данных. Спор касался коммерческого перераспределения ранее опубликованных статей без разрешения авторов и без выплаты гонорара. Судья отклонил доводы издателей о том, что авторы недвусмысленно передали права на использование своих произведений. Тем не менее судья постановил, что издатели и операторы не нарушили прав внештатных авторов, вытекающих из Закона США об авторском праве (US District Court, Southern District of New York, 13 August 1997). Американское общество журналистов и авторов (American Society of Journalists and Authors - ASJA) выступило с инициативой выпуска бесплатного электронного бюллетеня ASJA Contracts Watch, издаваемого Договорным комитетом ASJA. Соглашение в Норвегии Достигнуто соглашение с организацией издателей ежедневных газет о мультимедийном использовании материалов журналистов, работающих по найму. Издатель приобретает право на все виды дальнейшего использования материала, кроме художественных/литературных публикаций. Журналист или фотограф сохраняют за собой право использовать свое произведение вне "прессы и беспроводных средств массовой информации" (например, в форме книг и компакт-дисков). Было достигнуто коллективное соглашение по поводу вознаграждения, выплачиваемого отдельным авторам. Каждому автору ежегодно выплачивается фиксированная сумма в 500 крон ежегодно каждому автору выплачивается за доступ к части произведения через базу данных. Возможно, обсуждение дополнительного индивидуального вознаграждения. За помещение произведения в Интернет автору выплачивается 1 тыс. крон ежегодно. Допускается использование компакт-дисков CD-ROM, но не безвозмездно; размер вознаграждения согласовывается сторонами. Это касается и обмена материалами посредством кооперации с другими СМИ. В отношении других продаж материала 50% дохода должны выплачиваться автору, если иное не предусмотрено соглашением. В Норвегии не практикуются коллективные соглашения внештатных авторов по поводу использования произведения в мультимедийном производств. По норвежскому законодательству издателям запрещается помещать в Интернет материалы, предназначенные для публикации в газете, если по этому вопросу не достигнуто соглашение с внештатным сотрудником или автором. Неуверенность в Германии По сообщению организации "IG Medien", члена МФЖ, в отдельных случаях издатели выплачивают вознаграждение за повторное использование в электронной среде. Предпринимались попытки заключить коллективное соглашение, но издатели предпочитают решать споры в индивидуальном порядке. Некоторые соглашения отдельных компаний предусматривают возможность дальнейшего использования материала в течение года без выплаты вознаграждения. По истечении этого срока использование должно оплачиваться на условиях, которые до сих пор не оговорены. Другой германский член МФЖ, Ассоциация германских журналистов, сообщает, что коллективное соглашение, касающееся журналистов ежедневных газет и журналов, содержит положение о том, что издатели имеют право осуществлять имущественные права наемных работников. Внештатные работники заключают индивидуальные соглашения с издателями, обычно в форме дополнения об оплате за использование их материалов в Интернете и базах данных, которая колеблется в пределах от 10 до 25% базового гонорара. В некоторых случаях выплачивается процент от полученной прибыли (например, базой данных). Если издатель использует произведение в собственной базе данных, дополнительная плата не предусматривается. Точка зрения МФЖ заключается в том, что вознаграждение должно выплачиваться за всякий случай использования журналистского материала в новых средствах массовой информации. Издатели Германии придерживаются мнения о том, что такое использование допускается на условиях коллективного соглашения, поскольку речь идет о работающих по найму. В отношении компакт-дисков CD-ROM, CD-I, цифрового телевидения и радиовещания, газет, распространяемых по кабелю, никаких коллективных соглашений до сих пор не заключалось, но отдельные споры в настоящее время рассматриваются в суде. (Источник: IFJ, Author's Rights Handbook, September, 1997.) Приложение 2: Обзор случаев нарушения авторских прав и этики прессы Примеры датской судебной практики последнего времени 1. Постановление Высокого суда Восточной Дании от 21 февраля 1992 г. (U92.549) Газетный фотограф снял некое лицо во время приема, устроенного по случаю его назначения на новую должность. Примерно год спустя это лицо обвинили в сексуальных посягательствах в отношении несовершеннолетних в период предыдущей работы. Бульварная газета публиковала фотографию, сделанную на приеме (объект широко улыбался и выпивал), неоднократно в течение нескольких дней, используя значительное увеличение, которое приводило к искажению. Снимок, кроме того, был обрезан так, что первоначальный контекст был непонятен. Муниципальный и вышестоящий суды согласились с тем, что имело место нарушение права газетного фотографа на издательскую и печатную неприкосновенность произведения, определив компенсацию в 3 тыс. крон (460 долл. США) и возмещение убытков в 2 тыс. крон (300 долл. США). 2. Постановление Глострупского суда от 4 июля 1991 г. Журналист написал статью о различных предложениях, которые банки делают молодежи, а художник снабдил ее карикатурой. Отделение банка, которое, согласно статье, предлагало молодежи наилучшие условия, увеличило статью и рисунок, изменив к собственной выгоде ее заголовок. Суд постановил, что статья и снимок в увеличенном виде явно представляли собой рекламу для соответствующего банка; тем самым было нарушено право журналиста и художника на целостность (редакционная целостность и т.д.). Суд присудил взыскать убытки на сумму 25 тыс. крон (3750 долл. США). 3. Постановление суда Оденсе от 7 октября 1991 г. Журналист, член комитета по строительству и культуре, созданного при Министерстве окружающей среды Дании, написал статью под названием "Пластиковые окна в старых домах должны быть запрещены", которая была опубликована в центральной и региональной газетах Дании. Компания по продаже деревянных окон напечатала статью на собственной почтовой бумаге и использовала ее в торговом каталоге, создав у покупателей и конкурентов впечатление, что журналист рекомендует товар компании. Дело было улажено постановлением суда о взыскании компенсации в 10 тыс. крон (1500 долл. США). 4. Постановление суда Хелсингера от 22 октября 1992 г. Писали о пенсионных фондах в банках и о политике страхования автотранспорта, подчеркнув название конкретной страховой компании. Затем страховой агент этой компании составил торговые материалы о схемах пенсионного обеспечения и политике страхования автотранспорта, использовав обе эти статьи в качестве приложений. Суд постановил взыскать 5 тыс. крон (750 долл. США) компенсации плюс убытки на ту же сумму в пользу каждого журналиста. Инцидент мог создать у читателей впечатление, что редакционный материал, о котором шла речь, не являлся независимым от финансовых интересов компании. 5. Постановление муниципального суда Копенгагена от 22 апреля 1993 г. Эксперт в области виноделия, сотрудничавший с центральной датской газетой, упомянул определенную марку известного сорта вина. Некий виноторговец использовал цитату из статьи в своем прейскуранте. Суд постановил, что это не было цитированием, допускаемым законом, и что такое цитирование могло породить сомнения в независимости суждения эксперта. Суд взыскал убытки в сумме 3 тыс. крон (430 долл. США). 6. Постановление Суда Восточной Дании от 4 февраля 1993 г. В рамках кампании 1989 г. по выборам в муниципальные органы власти мэр одного из городов поместил рекламу на целой полосе местной газеты, причем 2/3 полосы занимал коллаж из девяти статей с фотографией, имевший целью сформировать положительный образ у избирателей. Имена авторов статей были видны на большинстве статей и на снимке. Журналисты и фотограф заявили в суде, что в политическом использовании их редакционного материала они усматривают нарушение их права на независимость. Суд постановил, что использование статей и фотографии нельзя рассматривать как "санкционированное цитирование", и, несмотря на то что напечатаны лишь небольшие выдержки из материала, журналисты и фотограф получили право на полную компенсацию и возмещение убытков в 20 тыс. крон (3000 долл. США). 7. Постановление суда Орхус от 7 июля 1994 г. В новогоднем номере газеты в целях повышения объемов продаж компания опубликовала ряд статей, в которых в позитивном смысле упоминалось ее название. Девять журналистов доказали в суде, что такое использование материала не подпадало под право на цитирование и что при этом действии было нарушено их право на неприкосновенность. Компания была вынуждена уплатить истцам компенсацию и возмещение убытков в сумме 50 тыс. крон (7 тыс. долл. США). 8. Постановление муниципального суда Копенгагена от 5 января 1995 г. Инвестиционная компания убеждала ряд клиентов вкладывать деньги во французские замки, показывая им, к примеру, статью, написанную журналистом для датской газеты BT под названием "Потратьте свою пенсию на покупку французского замка", и статью, написанную другим журналистом для датской газеты Borsen под заголовком "Дополнительные льготы только для акционеров". Суд присудил журналистам компенсацию и возмещение убытков в сумме 16 тыс. крон (2500 долл. США). Компания признала, что использование статей нарушило права журналистов. Примеры внесудебного разрешения споров 9. Дело против предвыборной газеты 1989 г. В связи с муниципальными выборами в Обюбро (Дания) политическая партия использовала несколько статей, опубликованных датскими газетами Aalborg Stiftstidende и Vendsyssel Tidende. Спор был разрешен вне суда на условиях выплаты 10 тыс. крон (1500 долл. США) убытков, поскольку политическая партия признала, что такое использование нарушило право журналистов на целостность (редакционную целостность и т.д.). 10. Дело против молодежной политической партии 1994 г. В связи с ежегодным собранием молодежная политическая партия заказала футболки с редакционным сатирическим рисунком газетного художника-карикатуриста. Политическая партия признала, что использование этого рисунка нарушило право художника на целостность, и согласилась уплатить убытки и компенсацию в размере 6 тыс. крон (860 долл. США). (Источник: IFG, Author's Rights Handbook, September 1997.) Приложение 3: Стандартное письмо для запросов о нарушении авторского права Стандартное письмо по поводу нарушения авторского права Адресуется лицу, ответственному за нарушение закона об авторском праве Предмет: Нарушение авторского права В номере ... от ... газеты (книги, журнала, телевизионной программы и пр.) статья (фото, рисунок и т.д.), написанная (выполненное, нарисованный) мной для .., была воспроизведена без моего согласия. Это нарушение ст. 2 Закона Дании об авторском праве. На воспроизведение моей статьи (фото, рисунка) не распростряняются исключения из сферы действия Закона [ст. 12 о праве на использование в личных целях и ст. 22 о праве на цитирование]. В связи с этим я требую вознаграждения и компенсации в соответствии со ст. 83 Закона. Нарушение тем более серьезно, что мое имя не указано в качестве автора (фотографа, художника и т.д.) [статьи], как того требует ст. 3 Закона Дании об авторском праве. Кроме того, я считаю, что моя журналистская/профессиональная репутация затронута тем, что статья появилась в контексте, которого я не допустил бы ни при каких обстоятельствах. Этот контекст мог бы создать у публики впечатление, что я разделяю точку зрения газеты, тогда как это не соответствует действительности. (или) Коммерческое использование моей статьи (фото, рисунка) могло создать у публики впечатление, что в своей журналистской (независимой редакционной) деятельности я допускаю последующее использование моих произведений в рекламных целях, что наносит серьезный урон моей профессиональной репутации и целостности. Я бы не дал согласия на подобное использование ни при каких обстоятельствах. С учетом изложенного я требую вознаграждения, компенсации и уплаты убытков в ... крон [не забудьте проконсультироваться в союзе по поводу размера этой суммы]. Если я не получу этой суммы в течение 14 дней, дело будет передано в Датский союз журналистов для судебного преследования. Искренне ваш Имя ... Адрес (по которому следует перечислить деньги) Телефон (если вы согласны на контакт по телефону). Приложение 4. Стандартный контракт для внештатных журналистов Заказчик в лице ... и внештатный сотрудник заключили настоящее соглашение ... о нижеследующем: Предмет Произведение включает ... Произведение должно быть представлено не позднее ... в форме обычной рукописи (в цифровой форме). После представления произведения затраты времени и гонорар должны быть скалькулированы. Внештатный сотрудник должен немедленно поставить в известность заказчика, если расчетные затраты времени будут значительно превышены. Затраты Расчетные затраты: Транспорт: приблизительно ... крон (переезд: 2,92 кроны на 1 км). Проживание: приблизительно ... крон Питание: приблизительно ... крон. Всего: приблизительно ... крон Заказчик оплатит подтвержденные документами расходы, связанные с созданием произведения, при его сдаче. Иллюстрации Заказчик или внештатный сотрудник организует изготовление иллюстраций/фото, которые будут оплачены заказчиком. Просрочка Если срок пропущен в связи с обстоятельствами, которые не могут быть отнесены к числу форс-мажорных, заказчик не будет обязан оплачивать или использовать произведение. Если заказчик использует произведение тем или иным способом, он обязан выплатить оговоренный гонорар. Если контракт расторгнут заказчиком по обстоятельствам, за которые исполнитель не несет ответственности, полная сумма гонорара подлежит выплате в момент расторжения, если новые условия не были согласованы в письменной форме. Гонорар Оплачиваемое рабочее время: .... из расчета .... крон (обычных рабочих часов). Работа во внеурочное время: .... из расчета .... крон (сверхурочная, в выходные дни). Компенсация за работу в ночное время (количество часов): .... из расчета .... крон (плюс двухчасовая фиксированная плата за одну ночь). Всего: примерно .... крон. Пособие для отпуска (12,5%): примерно .... крон. Платежи Внештатная работа будет оплачена после ее представления в сопровождении счета, но не позднее двух недель после представления счета. При обычных обстоятельствах налог с гонорара удерживает заказчик, за исключением случаев, когда внештатный автор имеет независимый статус налогоплательщика. Пособие за время отдыха (12,5% от суммы гонорара) должно выплачиваться независимо от способа уплаты. Авторское право Внештатный автор сохраняет авторское право на произведенный им материал в соответствии с текущим законодательством об авторском праве. Издатель имеет право один раз воспроизвести материал, который не может быть одновременно или впоследствии опубликован в цифровой форме (в том числе через Интернет), использован для других целей или передан третьей стороне без ясно выраженного письменного согласия нижеподписавшегося. Воспроизведение для той же цели должно быть оплачено в том же размере, что и первоначальный гонорар, с учетом изменения цен на период вторичного использования. Все остальные повторные использования должны быть согласованы и оплачены отдельно. Споры Если возникнет договорный или судебный спор между .... и нанимателем, последний не вправе использовать представленное внештатным автором произведение до полного разрешения спора.
... [место] ... [дата] * - Copyright Bulletin, Vol. XXXIII, No. 1, 1999 ** - Автор [Tove Hygum Jakobsen] - член Совета директоров Международной федерации организаций - обладателей прав на воспроизведение (IFRR), председатель Экспертной группы по авторским правам в Международной федерации журналистов (IFJ), бывший председатель Датского общества по коллективнрму управлению авторскими правами (COPY-DAN); соавтор датского издания Author's Rights in the Mass Media, опубликованной в Копенгагене издательством Christian Ejlers Publishers. |
||
© Prologo 2002 Пишите нам: info@prologo.ru Телефон в Москве: 995-6967, 995-6955 |
||