|
||||||||||||||||||||||||||||
Дистанционное образование, авторское право
и коммуникация в информационном обществе* Луиза Моран** Вступление В этой статье анализируются "перспективы организации дистанционного образования в мультимедийной среде, проблемы доступа и использования учебных продуктов и услуг и условия регионального и международного сотрудничества". Электронные технологии служат стимулом и средством для крупных преобразований в методике обучения. Они накладывают отпечаток на знания, источники информации и взаимодействие, на котором зиждется процесс преподавания и изучения, а также вносят изменения в продолжительность, место и темпы обучения. Они обладают потенциальными возможностями как расширения доступа к образованию для огромного числа людей, так и ограничения его теми лицами, которые располагают для этого достаточными средствами или властью. Современные технологии в равной мере годятся и для очного, и для заочного преподавания, но особенно велико их значение для дистанционного образования, которое в настоящее время является наиболее сремительно развивающейся формой обучения во всем мире. Правительства используют дистанционное образование в целях просвещения и подготовки большого числа людей при умеренных расходах, почти не нарушая при этом течения их жизни. Параллельно с тенденцией глобализации экономики, находящейся под сильным влиянием технического прогресса, в настоящее время происходит интернационализация образования с использованием методологий дистанционного образования и информационных технологий. Такое направление развития вызывает вопрос о том, как лучше всего использовать электронные ресурсы и осуществлять обучение, преодолевая национальные границы. Некоторые проблемы практического характера касаются доступа к интеллектуальной собственности, надлежащих способов установления авторства материалf и производства платежей за права на его использование. Ряд вопросов касается поиска путей распространения культуры в качестве проводника идей о том, как обучать людей, как сохранить местную культуру и ценности перед лицом подавляющего и нивелирующего воздействия многих материалов, наводнивших сейчас Интернет и рынки продукции мультимедиа. В настоящей статье эти вопросы рассматриваются с позиций педагога, который занимается дистанционным образованием. В ней анализируется новая учебная среда, обсуждается, каким образом можно приспособить к новым условиям нынешние структуры и средства информации в дистанционном обучении. Это создает почву для выработки возможных направлений национальной политики, которые будут иметь большое значение для педагогических работников сферы дистанционного и других видов образования при эффективном использовании сети Интернет для преподавания через национальные границы. Выдвигаются также предложения о международном партнерстве в деле обслуживания потребностей студентов, содействия интернационализации учебных программ и обогащения их в культурном и интеллектуальном отношении. Новая мультимедийная учебная среда Учебная среда в информационном обществе будет характеризоваться разнообразием, сложностью и гибкостью. Во всем мире чрезвычайно вырос спрос на образовательные возможности всех уровней. По оценке Дханараджана (1996, р. 3), сегодня в мире свыше 1000 млн молодых людей посещают среднюю школу и, вероятно, к 2020 г. число желающих получить образование выше среднего достигнет 150 млн человек. Эта потребность усиливается в результате изменений в характере работы и смещения акцента с сельского хозяйства и промышленного производства в сторону сферы услуг, коммуникации и информационной индустрии, где необходимо постоянное обновление знаний и навыков. Непрерывное обучение быстро становится не стремлением, а реальностью. Нельзя уповать на то, что подобный спрос можно удовлетворить с помощью традиционных подходов к преподаванию в учебном заведении; здесь жизненно необходимы альтернативные методы, основанные на информационных технологиях. Как будет выглядеть новая учебная среда? Перспективы развития Северной Америки подтверждают, что мы становимся глобальным, связанным общей информационной сетью обществом, в котором работа и обучение станут неразделимыми понятиями, обучение приобретет в основном неформальный характер и будет продолжаться всю жизнь, а отдельные лица будут обучаться и связываться через многоцелевую рабочую станцию, "вероятно, в модульной форме, включая устройства ввода (голос, пишущая ручка, клавиатура, распознаваемые знаки) и индикации (экран, звук, принтер), телекоммуникации, вычислительную технику и телевидение. Такая станция, по крайней мере частично, будет переносной" (Bates, 1994, р. 23). Традиционные заочные и очные формы образования дополнятся системой "виртуальных университетов", где преподавание и обучение переносится главным образом или целиком в кибернетическое пространство. Студенты будут обучаться с помощью компьютеров в учебном заведении, на работе, дома или в рассредоточенных учебных центрах. Электронным путем они смогут напрямую связываться с экспертами в любой точке мира, а также изучать их произведения с помощью лекций, начитанных третьей стороной на носителях, библиотечных услуг или "печатных" учебных материалов. Студенты будут зачисляться в группы или на курсы, предоставляемые в интерактивном режиме многими университетами и другими учебными заведениями, где будут собраны воедино программы, соответствующие их запросам; после их окончания учащиеся могут получить диплом выбранного университета благодаря международной системе зачета успеваемости. Курсы с очным или дистанционным преподаванием будут опираться на базы данных или совокупность электронных ресурсов нескольких или многих сайтов Интернета. Студенты получат доступ к электронным журналам и перечням семинаров и смогут вносить в них свой вклад в качестве неотъемлемой части своего обучения. Собственно учебные материалы будут включать текст, графику, звук и зрительный ряд, что раньше было совершенно невозможно, и в процессе будут менять метод формирования идей и развития мышления. Такие тенденции уже очевидны. Для этой цели создаются новые институты, а старые пересматривают свои стратегии преподавания в стенах учебных заведений и за их пределами. Устанавливаются партнерские отношения между университетами, телекоммуникациями и корпорациями массовой информации не только с национальным, но и с глобальным рыночным прицелом. Преобразования идут чрезвычайно быстро. Однако на государственном, институциональном и личностном уровнях существуют различия, которые будет нелегко преодолеть. Стоимость сетевой инфраструктуры очень высока. В Австралии, например, установка национальной быстродействующей широкополосной системы оценивается в 40 млрд австралийских долларов, и потребуется десятилетие, чтобы охватить ею всю страну (BSEG, 1994). К этому следует добавить стоимость аппаратного оборудования, программного обеспечения и средств связи для институтов и отдельных лиц. Платежеспособность и готовность платить сильно разнятся. Несмотря на высокую специализацию маркетинговых кампаний, вычислительное оборудование, находящееся в личном пользовании, значительно варьируется даже в более развитых в техническом отношении странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, в Сингапуре, по оценке прессы, в личном владении находится приблизительно 20% компьютерной техники; в Австралии эта цифра составляет около 30%. Лишь немногие компьютеры оснащены модемами. Эти показатели, вероятно, быстро изменятся, но работники просвещения не могут исходить из предположения, что все студенты имеют достаточный доступ к электронным технологиям, подобно тому как они допускают, что у всех учащихся есть ручки или бумага. В новой учебной среде знания становятся структурированным продуктом. Они обладают чрезвычайной гибкостью и могут дать учащимся беспрецедентный контроль над содержанием, временем, местом и темпом обучения. Такие знания способны также стимулировать воображение и творческий подход преподавателей и учеников и хорошо соответствуют различным учебным стилям учащихся, особенно более молодых поколений, воспитанных на визуальном восприятии телевидения. Существуют, однако, опасные моменты. Электронные технологии являются инструментами, а не самоцелью, и важно выбрать инструменты, соответствующие образовательной цели, а не пытаться подогнать обучение под новейшую технологию. Поустмен (1993) утверждает, что природа электронных технологий и лингвистические стили телевидения и компьютерной коммуникации больше способствуют поверхностному пониманию, чем глубокому и серьезному изучению, основанному на разработке сложных идей и аргументов путем многостороннего логического анализа. Другая группа проблем возникает как результат сложностей преподавания, преодолевающего барьеры культур, языков и различных методов изучения. Хотя преподаватели сферы дистанционного образования уже располагают многими системами и подходами, необходимыми для эффективного использования новых технологий, следует проявить осторожность и убедиться, что они всегда разумно их применяют и при этом постоянно встречают соответствующую поддержку учащихся. Третий комплекс проблем обусловлен стоимостью технологии в сопоставлении с доступом к ней и правом справедливости, а также уже проявившимся неравенством в информационном обеспечении внутри отдельных стран и между странами. Системы и методы дистанционного образования Ряд характерных особенностей дистанционного образования делает его идеальным средством эффективной интеграции мультимедийных продуктов и услуг для создания новой учебной среды в национальном и международном масштабе. К ним относятся его способность преодолевать ограничения географического пространства и времени и возможность использовать различные средства информации, базирующиеся на новых технологиях; его достоинствами являются системы и организационные структуры, которые обслуживают учащихся, проживающих в удаленных и труднодоступных районах, и опыт сотрудничества с другими институтами с целью улучшения качества и расширения диапазона предоставляемого образования. Примечательно то, что, несмотря на широкий разброс мнений работников сферы дистанционного образования во всем мире относительно ее политических и культурных перспектив развития, налицо почти единодушная международная приверженность к использованию этой формы обучения для более широкого доступа к образовательным возможностям и профессиональной подготовке. Что такое дистанционное образование? Дистанционное образование - это форма обучения, при которой преподаватель и обучающийся в основном или всегда разделены во времени и/или пространстве и используют различные комбинации средств информации для предоставления информации и обеспечения взаимодействия в учебном процессе. Как форма распространения образования оно развивалось на протяжении нескольких поколений (Nipper, 1989; Моran, 1993; Тaylor, 1996) и тесно связано с применяемыми технологиями. Первой и наиболее продолжительной фазой было "заочное обучение", которое опиралось на печатные материалы и почтовую систему, при небольшой дополнительной финансовой поддержке со стороны учащихся или без таковой. Вторая фаза - "дистанционное образование" - началась в конце 60-х годов; она характеризуется квазииндустриальным подходом к разработке и доставке учащимся учебных курсов, сочетанием печатных и аудиовизуальных средств (в ряде стран - включая телевидение и радио) и активной поддержкой учащихся. Работники сферы дистанционного образования начали экспериментировать с электронными технологиями в 80-х годах, но новейший этап - "гибкое обучение" - частично является производным от возникших в 90-е годы технических возможностей "сочетать преимущества высококачественных компакт-дисков CD-ROM на базе диалоговых средств мультимедиа с повышенной интерактивностью и доступностью постоянно расширяющегося диапазона учебно-педагогических ресурсов, предлагаемых при подключении к Интернету" (Тaylor, 1996, р. 2). Прежние различия между дистанционной и аудиторной формами обучения быстро исчезают, уступая место более гибким обучающим структурам, в которых центр тяжести переносится с преподавания на изучение предмета в соответствующих условиях с упором на его глубокое, а не поверхностное усвоение (Моran, 1996; Nunan, 1994; Ramsden, 1994). Гибкое обучение призвано непрерывно, на протяжении всей жизни повышать информационную грамотность учащихся, расширять их знания и совершенствовать навыки в выбранных дисциплинах. Эта форма обучения предлагает богатый комплекс учебных методов и технологий на базе компьютерной техники, чтобы чутко реагировать на все более разнообразную подготовку и мотивацию, которые привносят в свое обучение учащиеся. Доклад Международного совета по дистанционному образованию (1996) подтверждает, что тенденция к гибкому обучению в настоящее время проявляется повсеместно и имеет долгосрочные последствия для всех типов университетов и школ. Программы дистанционного обучения обычно предполагают наличие на местах возможностей для производства материалов: компетентность в составлении учебных программ, редактировании, графическом дизайне, аудиовизуальном производстве и программировании, дополненные календарным планированием производства, системами и средствами отправки материалов. Характер этих задач быстро меняется, чтобы привлечь новые средства информации, а в производственных группах нового типа практикуется совместная работа специалистов. Например, в настоящее время в Университете Южной Австралии редакторы работают над редактированием гипертекстов и распечаток; графическое оформление в основном осуществляется с помощью компьютеров, а эксперты по аудио- и видеопродукции сосредоточили свое внимание на нелинейном преобразовании продукции в цифровую форму на послепроизводственном этапе. Вместе с преподавателями, занятыми профессиональной подготовкой персонала, они образуют многопрофильные группы специалистов для работы над каждой программой в тесном сотрудничестве с учеными-авторами. Организация дистанционного образованиия Существуют две основные модели дистанционного образования. Одна, типичная для дистанционного обучения в Азии, - это открытый университет, зачисляющий очень большое число студентов, где преподавание ведется исключительно методами дистанционного образования. Эти открытые сверхуниверситеты часто создаются как национальные учебные заведения, финансируемые из общественных фондов, например Национальный открытый университет Индиры Ганди в Индии, Открытый университет Сукхотхаи Тхамматират в Таиланде, Университет Тербука в Индонезии, Корейский национальный открытый университет и система открытых радиотелеуниверситетов в Китае. Правительства относятся к ним как к ключевой социально-экономической стратегии развития знаний и умений на национальном уровне, а эффект масштаба в их деятельности весьма значителен. Это подлинно "народные" институты - университеты для масс, а не для интеллектуальной или экономической элиты. Контингенты обучающихся здесь огромны - обычно 200-600 тыс. человек, а Китайский открытый радиотелеуниверситет сообщает о ежегодном зачислении миллиона студентов на платные и бесплатные курсы. В настоящее время в них редко практикуется обучение в международном масштабе, но это может быстро измениться, поскольку электронная техника становится главным инструментом преподавания. Вследствие дальнейшего существенного увеличения численности студентов встает очевидный вопрос: какова же максимальная загрузка жизнеспособного ведущего института и как его следует подразделить для эффективного обеспечения учебного процесса? Сейчас для открытых сверхуниверситетов типична централизованная система управления, производства учебных материалов и аттестации при локализованной системе преподавания и поддержки учащихся. Большинство из них полагается главным образом на печатные учебные материалы; некоторые широко используют возможности радио и телевидения. Многие практикуют оценочную систему на базе ЭВМ и другие компьютерные методы управления учебным процессом, с тем чтобы справиться с очень большим объемом работы. В другой, "двухвидовой", модели, примером которой служит дистанционное образование в Австралии, Новой Зеландии и Малайзии, обучение в университете или колледже происходит и внутри и за их стенами; не проводится различия между дистанционным и очным обучением в плане оценки знаний или выдачи дипломов, и студенты могут переходить от одной формы к другой. В учебных заведениях студенты могут использовать (и все больше используют) материалы, предназначенные для дистанционного обучения, в том числе с применением ЭВМ, чтобы дополнить или заменить классическую лекционно-консультативную модель. Распечатки стали преобладающим средством заочного обучения и дополняются аудиовизуальными материалами (а не средствами телевидения или радио). Аудиотелеконференции (а в некоторых случаях - видеоконференции) становятся обычным явлением. В Австралии двухвидовая организационная структура неоднократно изменялась на протяжении нескольких лет при небольшом численном росте контингента учащихся, причем специализированные программы для дистанционного образования, созданные в 70-х и начале 80-х годов, с 1988 г. были сосредоточены в центрах дистанционного образования при восьми университетах, пользующихся государственной поддержкой. Заметное изменение произошло в 90-х годах, когда университеты начали сочетать дистанционное образование и методы преподавания очного обучения с активным привлечением информационных технологий, печатных и других учебных средств (Моran, 1995). Численность учащихся в австралийских дистанционных учебных заведениях по сравнению с контингентами азиатских открытых университетов выглядит более скромной по масштабу - всего в Австралии ежегодно на университетские дистанционные курсы зачисляется приблизительно 70 тыс. человек. Тем не менее правительственные власти увидели аналогичные экономические и социальные преимущества дистанционного образования, и оно переместилось с периферии в главное русло правительственной политики как в области школьного и университетского образования, так и в сфере профессионального обучения и подготовки. Системы поддержки учащихся Образование связано с передачей информации, идей и умений, а также с объяснением их смысла. В основе этого процесса лежит взаимодействие между студентом и преподавателем (преподавателями) и другими обучающимися. Практика дистанционного образования доказала, что эффективное взаимодействие должно быть личным, но не обязательно с глазу на глаз. Однако в международном плане подавляющее большинство специалистов в этой области сходятся в мнении о том, что для достижения справедливости, эффективности и действенности учебным разработкам по дистанционному обучению должна сопутствовать система поддержки студентов. С появлением электронных средств связи эта потребность не уменьшилась, просто изменился способ оказания поддержки. Особенно полезной стратегией в этом отношении оказалась идея о сети учебных центров. В дополнение к материалам для самостоятельного изучения или передачам по радио и телевидению азиатские открытые сверхуниверситеты, как правило, создают сеть местных и/или региональных учебных центров, куда приходят учащиеся для проведения классных и индивидуальных занятий. Это дает возможность рационально сосредоточить в одном месте дорогостоящее оборудование, включая компьютеры, телевизоры, видеомагнитофоны и средства для проведения видеоконференций, а также библиотеку и другие ресурсы. Такая сеть учебных центров может оправдать затраты на поддержку студентов, которые вряд ли в состоянии позволить себе иметь в своем распоряжении такую аппаратуру. В странах с большой плотностью населения и ограниченным пространством для самостоятельных занятий дома они обеспечивают чрезвычайно необходимую обстановку для сосредоточенного изучения предмета, а также предлагают средства для дополнительного очного преподавания. Национальный открытый университет Индиры Ганди, например, использует односторонюю видеосвязь и двустороннюю аудиосистему в 25 из своих учебных центров и планирует подключить до 150 абонентских пунктов. Правительство Малайзии намеревается создать по всей стране 100 центров обучения и призвать все университеты воспользоваться ими для преподавательской деятельности в рассредоточенном режиме, быть может сочетая очное преподавание и электронные каналы связи. В Австралии, где учебные центры в течение двадцати лет составляли часть комплекса дистанционного образования, в 90-е годы вновь вернулись к этой концепции в виде региональных и национальных электронных сетей центров телеобучения для учащихся, не имеющих доступа к Интернету дома или на работе (см., например: Deakin University, 1993; Education Network Australia, 1996). Модель учебного центра обладает большим потенциалом по четырем критериям, относящимся к преподаванию на расстоянии в мультимедийной среде. Во-первых - и это наиболее очевидный критерий, - подобный экономически целесообразный способ обучения позволит многим людям получать электронную информацию в удобной форме и по доступной цене. Поскольку учебные центры в настоящее время располагают печатным и аудиовизуальным материалом, они могут дополнить его компакт-дисками CD-ROM или другими программами на базе ЭВМ, которые учащиеся будут осваивать коллективно или индивидуально. Учебные центры становятся ядром в сети коммуникации, основанной на аудио- или видеоконференцсвязи; их также можно использовать в качестве опорных пунктов при связи через компьютерные системы. Во-вторых, учебные центры пригодны для организации очного обучения и других вспомогательных средств в системе международного образования, где учащийся потенциально еще более изолирован от "родного" университета. Такой вид поддержки имеет важное значение в плане разъяснения или сглаживания культурных особенностей, неизбежно присущих электронному и прочему учебному материалу и стилям обучения. В-третьих, они послужат структурной основой для межинститутского сотрудничества, которое расширяет возможности выбора, доступные для студентов. В-четвертых, наиболее важно то, что учебные центры предоставляют место для реального и виртуального взаимодействия между преподавателями и обучающимися. Медиа, мультимедиа и дистанционное образование Дистанционное образование опирается на различные средства информации как для передачи содержания, так и для обеспечения взаимодействия. Ограничения всегда продиктованы четырьмя факторами: степенью доступности и использования средств информации для учащихся, уровнем компетентности преподавателей в области применения информационных средств для разработки и подачи учебного материала, финансовыми возможностями институтов, а также локальной и национальной коммуникационной инфраструктурой, поддерживающей эти средства информации. Существующие средства дистанционного обучения Печатный текст по-прежнему остается наиболее привычной, надежной, гибкой, педагогически эффективной и рентабельной технологией для предоставления содержания курса и установления контактов между преподавателем и учащимся. Печатный учебный материал обычно включает учебники или пособия, которые разрабатываются институтом или (реже) отдельным преподавателем и принадлежат им, а также материалы третьей стороны (лекции, специальные исследования и т.д.), в отношении которых требуется урегулировать вопрос об авторском праве, особенно для обучения в международном масштабе. Печать - мощное средство донесения интеллектуальной и научной мысли путем привлечения отвлеченных понятий, логических аргументов и фактологического учебного материала (Postmаn, 1985). Электронные технологии революционизировали производство, от первоначального проекта до сканирования существующего текста и распечатывания его по требованию. Пользователям, как правило, не требуется специального оборудования для прочтения печатных текстов (хотя в Австралии были разработаны сложные стратегии оказания помощи студентам-инвалидам). Распространение материалов не составляет труда там, где развита почтовая сеть (хотя может потребоваться время для доставки материалов, особенно международных почтовых отправлений). Есть и недостатки. Сам по себе печатный материал - это одностороннее средство информации, которое должно быть дополнено другими формами взаимодействия. Более того, разработка высококачественных печатных учебных материалов может потребовать продолжительного времени, и, несмотря на усовершенствования, которые привнесло электронное издание, их бывает сложно изменять и обновлять. На примере некоторых "виртуальных" курсов, предлагаемых через Интернет, заметно, что большие объемы текста в кибернетическом пространстве неуместны. Чтобы эффективно использовать материал, пользователь вынужден загружать и печатать его у себя на месте, и на него, таким образом, просто переносятся первоначальные затраты, при том, что качество продукта, возможно, снижается. За последние тридцать лет в некоторых странах широко использовалось телевидение и/или радио для дистанционного обучения - в качестве региональных образцов можно назвать Японский университет на открытом воздухе (через посредство Национального института мультимедийного образования), систему Китайского радиотелеуниверситета и Корейский национальный открытый университет. Программы могут целиком разрабатываться институтом и принадлежать ему, но для более сложных программ могут потребоваться разрешения, как правило от различных агентств, в связи с авторскими правами на отснятый материал, музыку и/или исполнение. К добру это или нет, но телевидение и радио стали неотъемлемой частью большинства культур, а зоны приема радио- и телепередач не ограничиваются национальными границами. Радио, в частности, доступно даже в беднейших странах и является важным средством для распространения информации и взаимодействия (там, где налажена обратная связь). Телевидение способно стать, среди прочего, эффективным средством для демонстрации опытов и процессов и обеспечивать передачу материалов по научным исследованиям на основе конкретных примеров; оно позволяет облечь преподавание в более личностную визуальную форму, что недоступно для печатного материала; оно может оказаться незаменимым помощником при наборе студентов (Bates, 1995, р. 69-73). С другой стороны, как утверждает Бейтс, телевидение - это сложное, зачастую неправильно понимаемое и не всегда удачно используемое средство; к примеру, многие программы построены в форме лекций "говорящей головы", которые могут быть скучными и утомительными. Продукция приемлемого качества стоит дорого и требует большой профессиональной подготовки и опытных специалистов. Сама по себе она имеет ограничения как средство с односторонним движением, где программы выходят в эфир в установленное время. Многие предпочитают аудио- и видеопленки как более гибкие альтернативные решения; их можно проигрывать дома или в аудитории, в заданном пользователем темпе и в удобное для него время. Эволюция в сторону мультимедиа во многом зависит от национальных инфраструктур и структуры ценообразования. Одни идут по пути развития видеопрограмм по запросу, другие предпочитают телеконференцсвязь, третьи - диалоговое телевидение различного уровня. Благодаря знаниям и оснащению в области аудиовизуальной продукции главные институты дистанционного обучения получат преимущества при переходе к цифровым технологиями для CD-ROM или передачам в режиме он-лайн. Однако не стоит рассчитывать, что существующие фонды можно просто перенести на цифровые носители или что удастся без труда получить авторские права. Технологическая конвергенция и дистанционное образование По мере расширения полосы частот и увеличения скорости передачи все более усложняется технология сжатия и возникают новые возможности для совмещения существующих и новых средств информации в дистанционном обучении. В Республике Корее, например, Национальный открытый университет сочетает средства телеконференцсвязи, компьютерной коммуникации, кабельного телевидения и видео по запросу и продолжает использовать печатные материалы (Тaylor, 1996, р. 9). В рамках средств информации на базе компьютерной системы наметились две основные стратегии в области образования: компьютерная связь (КС) и мультимедийное содержание на базе компьютера, производимое в виде компакт-дисков CD-ROM или предназначенное для передачи в режиме он-лайн. Хотя эти средства тесно связаны (и быстро сливаются воедино), полезно рассмотреть каждое из них в отдельности. Основными компонентами связи являются электронная почта, передача файлов, телеконференцсвязь и дистанционный доступ к вычислительной технике, поддерживаемые такими функциональными составляющими, как доска объявлений, тематические конференции, списки семинаров, электронные внутрикурсовые журналы, совместная подготовка учебных материалов и студенческих работ, а также электронное представление и возвращение заданий. Компьютерная связь позволяет работникам дистанционного образования впервые за все время по-настоящему преодолеть недостатки, связанные с удаленностью и изоляцией. Она способна обеспечить: и международное дистанционное образование[1] Работникам дистанционного образования за последние двадцать пять лет, вероятно, приходилось уделять больше внимания вопросам авторских прав, чем другим преподавателям, по следующим трем причинам: во-первых, мы отбираем и копируем материал третьей стороны для наших учащихся, вместо того чтобы позволить отдельному студенту сделать единственный экземпляр в соответствии с положениями о "добросовестной сделке"; во-вторых, оригинальные пакеты материалов по дистанционному обучению сами по себе являются материалами, охраняемыми авторским правом. Они обычно принадлежат институту, а не отдельному преподавателю. Поэтому институт заинтересован в охране своей интеллектуальной собственности и извлечении выгоды из нее при продаже материалов курса различными путями. Неизбежно возникает коллизия между собственническим чувством и желанием получить прибыль (хотя в реальности суммы редко бывают крупными), с одной стороны, и стремлением снизить до минимума стоимость обучения для студентов в интересах доступности и справедливости - с другой. В-третьих, материалы дистанционного обучения являются публичными документами, так что нарушения авторского права сразу очевидны. Эту наглядность усиливает Интернет, и работники дистанционного образования должны неусыпно следить за соблюдением авторских прав. Это, однако, не делает нас экспертами, и любое упрощение нередко запутанных норм национального (не говоря о международном) авторского права горячо приветствуется. Современное состояние авторского права Безусловно, национальные законы об авторском праве в пределах Азиатско-Тихоокеанского региона значительно разнятся, так что трудно привести к общему знаменателю их воздействие на дистанционное образование. Однако целесообразно проиллюстрировать эти вопросы конкретным исследованием австралийского подхода, которое предлагает путь развития в виртуальной учебной среде. С 1989 г. поправки к австралийскому Закону об авторском праве оказали значительное воздействие на австралийское дистанционное образование. Во-первых, прояснение положений об использовании аудиовизуального и трансляционного материала для образовательных целей позволило институтам быть более предприимчивыми в применении этих средств. Во-вторых, закон теперь предусматривает сбор отчислений обществами по правам на воспроизведение в пользу своих клиентов. Существует пять основных обществ по сбору отчислений. Они действовали столь успешно, что их членами числилось свыше 90% обладателей соответствующих прав, и в 1994 г. эти организации собрали приблизительно 85 млн австралийских долларов (Simpson, 1994). Пожалуй, наиболее важным для работников дистанционного образования является Агентство по авторским правам с ограниченной ответственностью (ААП), ведающее системой статутного лицензирования работ по фотокопированию, в соответствии с которой учебные заведения ежегодно выплачивают согласованную сумму, устанавливаемую на основе общей численности набранных студентов. Другими словами, это положение распространяется на институт сразу же после формального зачисления туда студентов, независимо от того, где они проживают. К 1994 г. к этой системе присоединились все австралийские школы, технические колледжи и университеты. Австралийская система статутных лицензий обходится недешево, но она оправдывает затраты и прекрасно действует, упрощая все более сложную ситуацию (Simpson, 1994). Она уникальна и отличается от других систем лицензирования тем, что предоставляет разрешение в полном объеме за полную плату и не требует от перспективного пользователя получения отдельного разрешения по каждому пункту (как, например, в американской системе). Это не только упрощает процесс, но и значительно ускоряет его. Исключаются трудоемкие и занимающие много времени процедуры заполнения форм, ожидания (иногда до года) разрешения, согласования суммы отчислений и условий использования. В настоящее время разрабатываются процессуальные действия, с тем чтобы установить, каким образом перенести эту систему в электронную среду; следует надеяться, что они будут просты и управляемы. Система статутного лицензирования продолжает действовать и в отношении австралийских университетов, осуществляющих дистанционное обучение "за пределами континента", пока учащийся числится студентом этого университета. Однако университет не защищен, если он работает с организацией-партнером и последняя организует у себя преподавание курса на базе материала, предоставляемого австралийским университетом, который затем обеспечивает зачет успеваемости для получения австралийской ученой степени. Более того, если студент зачислен в австралийский университет, материал, о котором идет речь, по закону должен печататься в Австралии, а не в другой стране. В последнем случае на него не будет распространяться действие австралийской статутной лицензии и необходимо заполучить отдельное разрешение на авторские права в отношении всего материала третьей стороны. Это может серьезно препятствовать международному обучению. При осуществлении международного сотрудничества в области дистанционного образования возникают и другие проблемы. Наглядным примером служит деятельность организации Образование для Содружества (Commonwealth of Learning - COL) [2] по концептуализации международной сети для комплектования и передачи учебных материалов между странами Содружества. СОL выделила ряд вопросов, подлежащих решению при создании "банка материалов", среди которых постоянно фигурирует тема авторского права, например: или гегемония в дистанционном образовании Как отмечает Дханараджан (1996), кибернетическое пространство не признает "территориальной охраны", как бы яростно ни выступали преподаватели в защиту своей традиционной роли. Не почитает оно и культурную самобытность, и существует явная угроза того, что мультимедийные продукты из богатых передовых стран, например из Соединенных Штатов Америки, благодаря своему объему и доступности будут подавлять местные культурные ценности и перспективы. Не случайно, что последние заявления о национальной культурной политике таких стран, как Австралия и Канада, нацелены на развитие крепкой самобытной индустрии средств мультимедиа, чтобы помочь противодействовать такому внешнему воздействию (Commonwealth of Australia, 1994; Government of Canada, 1995). Ирония в том, что эти мультимедийные отрасли промышленности сами пользуются поддержкой правительства в качестве новых экспортных возможностей. Не удивляет и то, что многие правительства в регионе с беспокойством следят за стремительным "вторжением" в эфир многонациональных телевизионных и телекоммуникационных корпораций и обдумывают, как ограничить влияние новых форм культурного колониализма. Интернационализация дистанционного образования в результате использования компьютерной связи и мультимедийного программного обеспечения курса обучения представляет реальный вызов делу сохранения местной культурной самобытности. Быстрый рост численности студентов, обучающихся за границей, за последние годы отразился в обширном исследовании проблем "культурного шока" и, в частности, процессов, связанных с изучением английского языка в академических целях, установлением единой терминологии на базе различных культурных представлений о преподавании и изучении и усвоением культурных традиций, нравов и истории других народов. Обычно само собой подразумевается, что приезжающий для международного обучения студент приспособит свои языковые и учебные навыки к условиям принимающей страны. Это привыкание занимает некоторое время, и только постепенно приходят к пониманию того, насколько необходимо преподавателям и местным студентам также научиться приноравливаться к различным стилям преподавания и обучения. Международное дистанционное образование, особенно на базе компьютерной коммуникации и мультимедийного программного обеспечения курса обучения, столкнется с тремя главными вопросами - язык, содержание и стиль преподавания и изучения. Язык. Основной язык Интернета, мультимедийных продуктов и программного обеспечения - английский, поэтому студентам дистанционного образования в виртуальных учебных системах, вероятно, необходимо разбираться в сложных командах на английском языке для академических целей, независимо от того, на каком языке ведется сам курс. Австралийский опыт с "заморскими" студентами свидетельствует о том, что большинство из них, по крайней мере на начальном этапе обучения в Австралии, нуждается в языковой помощи, ориентированной предпочтительно на лекционные материалы курса. Доклад Буньянате и Симкина (1996, р. 5) об опыте тайских аспирантов в австралийском университете вскрывает некоторые из этих вопросов: Все думают, что лучше всего они читают по-английски и что это лучший способ наверстать упущенное на лекциях и семинарах. Все признают, что это требует много времени, и многих серьезно расстраивает необходимость овладения нормативным английским языком для выражения своих мыслей. Содержание устных докладов, по-видимому, меньше всего беспокоит студентов, но все считают, что выразить свои мысли в устной форме - трудная задача. Все говорят, что если к ним не обращаются, то они обычно не участвуют в обсуждениях в классе. Там, где студенты во время обучения не выходят за пределы собственных языковых групп, несомненно, возникнет нужда в программах языковой подготовки в виртуальных учебных системах. Однако может быть так, что электронные средства помогут студентам обойти изложенные выше трудности и улучшить их знание второго языка так, чтобы они не теряли уверенности и не смущались в аудитории. Асинхронные связи позволяют студентам анализировать и составлять послания в свободное время с помощью словарей или другие вспомогательные пособия, что они и делают. Хорошо составленные мультимедийные материалы, сочетающие устное и письменное слово так, что студенты в состоянии следить за обоими одновременно, в визуальной обстановке могут также дать им возможность развивать свои языковые навыки в ходе изучения дисциплины. Содержание. Второй вопрос касается почти неизбежной культурной специфики в содержании курса и трудностей, которые испытывают авторы оригинальных текстов в признании зачастую едва уловимых культурных допущений, сделанных ими при составлении материала (Dhanarajan and Timmers, 1992). Можно ожидать, что учащиеся научатся со школьной скамьи выполнять задачу определенным способом, что они уже будут знать набор исторических фактов и что они проходят обстоятельную профессиональную практику. Серийно произведенное мультимедийное программное обеспечение курса, предназначенное для широкого рынка, вряд ли будет столь внимательным к вопросам культуры. Студенты дистанционного обучения нуждаются в доступных средствах местной поддержки при переводе и адаптировании содержания применительно к местным потребностям. Описанные выше международные модели дистанционного образования указывают пути решения этой проблемы. С другой стороны, Интернет предлагает чудесные возможности для обогащения знаний студентов понятиями, взятыми из многих культурных сфер, и для интернационализации любыми местными институтами своих учебных программ. Стиль преподавания и изучения. Третий вопрос связан с культурными посылками, лежащими в основе способа ведения преподавания и изучения, и способом их приспосабливания к компьютерной связи, при которой обучающиеся и преподаватели встречаются редко или никогда не встречаются. Было бы слишком упрощенно определять эти различия как противоречия западного и восточного стилей лекций; полезно проиллюстрировать эту проблему с помощью проведенного Баллард анализа различного интеллектуального наследия англо-австралийских и многих азиатских студентов, обучающихся в Австралии. Она определяет их как охватывающие континуум с двумя крайностями в подходах: основательная "сохранность" знаний и коренное их "расширение". Согласно "сохранной" традиции истина, знание и мудрость рассматриваются как уже укоренившиеся в прошлом в преданиях, закрепленные учеными, мудрецами или предками. Согласно расширительной традиции все знания подвергаются сомнению, опровержению и расширению; и не только возможно, но и вероятно, что дети будут мудрее, чем их предки [Ballard, 1989, р. 88]. Баллард анализирует часто встречающиеся варианты подходов к чтению, вынесению интеллектуальных суждений, академическим стилям письма, плагиату и ожидаемым отношениям преподавателя и обучающегося и описывает замешательство, которое испытывают и обучающиеся и преподаватели, сталкиваясь с другими подходами. Не ясно, усугубит, затушует или, возможно, уменьшит эти трудности компьютерная коммуникация. Что происходит, когда аудиторные отношения переносятся в электронную среду, особенно если студенты находятся в двух или многих странах, принадлежат к различным культурам и привыкли к иным стилям обучения? Технологии не бывают нейтральными. Способы установления электронной почты, телеконференцсвязи или составления списков семинаров повлияют на формы взаимодействия и эффективность участия студентов в решении учебных задач и общении друг с другом. Нужно срочно провести исследование с целью выявления наиболее подходящих моделей для учебных программ, стилей обучения и методов оценки и обратной связи, которые будут необходимы в международной мультимедийной среде. Национальная политика и региональное сотрудничество Способность телекоммуникаций сокращать растояние ставит перед каждым правительством дилемму: как выполнить политическое требование о сохранении национальной самобытности и отстоять экономические и культурные интересы в то же время максимально использовать преимущества, которые могут дать новые технологии. Вопрос заключается не только в сохранности и защите, а и в том, чтобы сделать национальные культурные фонды, знания и просветительский опыт достоянием всего мира и содействовать международному взаимопониманию и торжеству разнообразия. В области дистанционного и других форм образования государственная политика и приоритеты в отношении использования мультимедиа будут значительно варьировать в зависимости от национального технического и экономического потенциала и существующей образовательной структуры. Имеются, однако, проблемы, которые каждому правительству в Азиатско-Тихоокеанском регионе необходимо будет решать на протяжении следующего десятилетия, для того чтобы расширить свои возможности и содействовать созданию и извлечению преимуществ глобального информационного сообщества путем организационных мероприятий в области преподавания и изучения. По образовательным и финансовым соображениям многие аспекты новых технологий лучше всего использовать путем организации коллективных акций. Трудности, которые порождают мультимедийные подходы в отношении учащихся, педагогического коллектива, учебных планов и организационной практики, повторяются повсюду и требуют сотрудничества в решении проблемы и повышении качественных показателей и рентабельности. Существующие модели дистанционного образования - открытые мегауниверситеты и ведущие организации, предоставляющие дистанционное образование, - служат важной основой для построения партнерских отношений внутри отдельных стран и между странами. Рамки национальной политики внедрения средств мультимедиа в дистанционное образование При создании наиболее благоприятной учебной среды и удовлетворении требований, предъявляемых электронной средой к авторскому праву и коммуникации, важно, чтобы правительства не ограничивались одними техническими и правовыми вопросами, рассматривая необходимые образовательные и культурные рамки электронной среды. В число этих вопросов входят следующие: Соответствие инфраструктуры и умений и навыков. Даже в технически развитых странах сравнительно немногие научные сотрудники и преподаватели в настоящее время обладают навыками ориентации в Интернете и мультимедийных программах и умением компетентно разобраться в проектировании и осуществлении курсов с использованием копьютеров в интерактивном режиме. В равной мере студенты (особенно старшие студенты, т.е. те, которым за 25!) не умеют использовать эти интерактивные технологии, даже если им удается получить доступ к ним. Во многих учебных заведениях желание разрабатывать и передавать курсы электронным путем опережает возможности инфраструктуры институтской сети. Та в свою очередь непосредственно связана с национальной инфраструктурой, которая пока еще неоднородна и чрезвычайно дорога в монтаже, содержании и модернизации. Поэтому важно, чтобы разработка национальной политики в этой области основывалась на строгом соответствии: Примечания [1]. Благодарю коллег Джона Кармайкала и Кэти Девис из Университета Южной Австралии за их советы по этому разделу, который в значительной мере опирается на материал, подготовленный Джоном Кармайкалом в 1996 г. для университетсткой рабочей группы по интеллектуальной собственности и всемирной компьютерной сети. [2]. Цель COL как агентства Содружества Наций, базирующегося в Ванкувере, заключается в содействии обмену курсовыми материалами и разработке новых курсов в тех областях, где существует общая потребность, развитии у персонала навыков дистанционного обучения, стимулировании мобильности и выбора учащихся, а также оказании помощи в повышении качества образования в государствах-членах. Замечания взяты из рабочих документов СOL 1996 г. с разрешения президента, Дато д-ра Г. Дханараджана. Библиография Ballard, B. 1989. Overseas Students and Australian Academics: Learning and Teaching Styles. In: B. Williams (ed.), Overseas Students in Australia: Policy and Practice, pp. 87-98. Canberra, International Development Program of Australian Universities and Colleges. Barlow, J.P. 1994. The Economy of Ideas - A Framework for Rethinking Patents and Copyrights in the Digital Age (Everything You Know about Intellectual Property is Wrong). WIRED, Issue 2.03, March. URL: http://www.hotwired.com/wired/2.03/features/economy.ideas.html Bates, A.W. 1994. Educational Multimedia in a Networked Society. Open Praxis, Vol. 2. -. 1995. Technology, Open Learning and Distance Education. London, Routledge. Boonyanate, N.; Simkin, K. 1996. Adapting Australian Universities to International Students: A Case Study of Thais. University of Sydney, July. Документ, представленный девятому Всемирному конгрессу обществ сравнительного образования. BSEG (Broadband Services Expert Group). 1994. Networking Australia's Future. Australian Government, Canberra, December. Заключительный отчет министру по коммуникации и искусству. ССG (Copyright Convergence Group). 1994. Highways to Change: Copyright in the New Communications Environment. Canberra, Australian Government Publishing Services, August. Отчет Группы по согласованию вопросов авторского права министру юстиции. CETUS (Consortium for Educational Technology for University Systems). 1955. Fair Use: A Statement of Principle. URL: http://www.cetus.org/fairindex.html Commonwealth of Australia. 1994. Creative Nation. Commonwealth Cultural Policy. Canberra, October. Deakin University (L. Moran, J. Bottomley, J. Hont, J. Calvert). 1993. Electronic Facilities Network to Enthance Tertiary Open Learning Services. Canberra, Department of Employment, Education and Training. (Occasional Papers series.) Dhanarjan, G. 1966. New Technology: Student Learning and Support. Sydney, October. Вступительное слово на пятой Азиатско-Тихоокеанской конференции по делам студентов. Dhanarjan, G.; Timmers, S. 1992. Transfer and Adaptation of Self-instructional Materials. Open Learning, Vol. 7, No. 1, February, pp. 3-1. Dyson, E. 1995. Intellectual Value. WIRED, Issue 3.07, July. URL: http://www.hotwired.com/wired/archive//dyson.html International Council for Distance Education. 1996. The Educational Paradigm Shift. Norway, June. Доклад Рабочей комиссии Международному совету по дистанционному образованию при Постоянном комитете президентов (председатель: Джеймс Холл). Kerr, D. 1955. Copyright Protection in the Asia Pacific. Sydney, Copyright Agency Ltd, January. Открытое обращение к Конференции по авторскому праву в Азиатско-Тихоокеанском регионе: репрография и цифровое копирование. Kitigawa, Z. 1995. Copymart: A Proposal for a Copyright Market Based on Contract. Proceedings of Conference on Copyright in the Asia Pacific Region: Reprography and Digital Copying. International Federation of Reproduction Rights Organizations, pp. 184-198. Sydney, Copyright Agency Ltd. Lyman, P. 1955. Copyright and Fair Use in the Digital Age: QA with Peter Lyman. Educom Review, January/February. URL: http://www.educause.edu Moran, L. 1993. Genesis of the Open Learning Institute of British Columbia. Journal of Distance Education. Vol. 8, No. 1, pp. 43-70. -. 1995. National Policy Frameworks to Support the Integration of Information Technologies into University Teaching/Learning. Victoria, Deakin University. Отчет Поисковой конференции, уполномоченной Департаментом занятости, образования и профессиональной подготовки Австралийского Союза. -. Flexible Learning: Convergence at Work. Moncton, Canada, May. Отчет, представленный на Конференции Канадской ассоциации дистанционного образования. Moran, L.; Mugridge, I. 1993. Collaboration in Distance Education. London, Routledge. Nipper, S. 1989. Third Generation Distance Learning and Computer Conferencing. In: R. Mason and A. Kaye (eds.), Mindweave: Communication, Computer and Distance Education. Oxford, Pergamon Press. Nunan, T. 1994. Flexible Delivery - A Discussion of Issues. Flexible Learning Centre, University of South Australia. Open Training and Education Network (OTEN). Technology Survey Report (ed.: L. Tkal). Sydney, NSW Department and Further Education. Postment, N. 1985. Amusing Ourselves to Death: Public Discource in the Age of Show Business. New York, Penguin Books. -. 1993. Technology: The Surrender of Culture to Technology. New York, Vintage Books. Ramsden, P. 1994. Learning to Teach in Higher Education. London, Routledge. Ricketson, S. 1995. The International Legal Environment: National Laws and the Berne Convention. Sydney, Copyright Agency Ltd, January. Документ, представленный на Конференции по авторскому праву в Азиатско-Тихоокеанском регионе: репрография и цифровое копирование. Simpson, S. 1994. Review of Australian Copyright Collecting Societies. Canberra. Отчет министру по коммуникации и искусству и министру юстиции. Taylоr, J.C. 1996. Perspectives on the Educational Uses of Technology. Lillehammer, Norway, June. Отчет, подготовленный для Международного совета по дистанционному образованию при Постоянном комитете президентов. US National Information Infrastructure Task Force. 1995. Intellectual Property and the National Information Infrastructure. September. Отчет Рабочей группы по правам интеллектуальной собственности. URL: http://www.uspto.gov/niiip.html * - Copyright Bulletin, Vol. XXXIII, No. 2, 1999 ** - Автор [Louise Moran] - председатель Ассоциации непрерывного обучения, Канберра, Австралия. Настоящий доклад был подготовлен для Комитета экспертов по авторским правам в информационном обществе, заседание которого было организовано ЮНЕСКО в Дели, Индия, с 25 по 29 ноября 1996 г. |
||
© Prologo 2002 Пишите нам: info@prologo.ru Телефон в Москве: 995-6967, 995-6955 |
||