PRO:LOGO / Реальные гарантии защиты / Наш телефон: 995 6967, 995 6965
Юридическая компания Prologo оказывает правовые услуги и проводит ликбез.
правовой ликбез
фемида
эксклюзивные заметки Ирины Тулубевой
международный трибунал
Дистанционное образование, авторское право и коммуникация в информационном обществе*
Луиза Моран**

Вступление

В этой статье анализируются "перспективы организации дистанционного образования в мультимедийной среде, проблемы доступа и использования учебных продуктов и услуг и условия регионального и международного сотрудничества".

Электронные технологии служат стимулом и средством для крупных преобразований в методике обучения. Они накладывают отпечаток на знания, источники информации и взаимодействие, на котором зиждется процесс преподавания и изучения, а также вносят изменения в продолжительность, место и темпы обучения. Они обладают потенциальными возможностями как расширения доступа к образованию для огромного числа людей, так и ограничения его теми лицами, которые располагают для этого достаточными средствами или властью. Современные технологии в равной мере годятся и для очного, и для заочного преподавания, но особенно велико их значение для дистанционного образования, которое в настоящее время является наиболее сремительно развивающейся формой обучения во всем мире. Правительства используют дистанционное образование в целях просвещения и подготовки большого числа людей при умеренных расходах, почти не нарушая при этом течения их жизни. Параллельно с тенденцией глобализации экономики, находящейся под сильным влиянием технического прогресса, в настоящее время происходит интернационализация образования с использованием методологий дистанционного образования и информационных технологий.

Такое направление развития вызывает вопрос о том, как лучше всего использовать электронные ресурсы и осуществлять обучение, преодолевая национальные границы. Некоторые проблемы практического характера касаются доступа к интеллектуальной собственности, надлежащих способов установления авторства материалf и производства платежей за права на его использование. Ряд вопросов касается поиска путей распространения культуры в качестве проводника идей о том, как обучать людей, как сохранить местную культуру и ценности перед лицом подавляющего и нивелирующего воздействия многих материалов, наводнивших сейчас Интернет и рынки продукции мультимедиа. В настоящей статье эти вопросы рассматриваются с позиций педагога, который занимается дистанционным образованием. В ней анализируется новая учебная среда, обсуждается, каким образом можно приспособить к новым условиям нынешние структуры и средства информации в дистанционном обучении. Это создает почву для выработки возможных направлений национальной политики, которые будут иметь большое значение для педагогических работников сферы дистанционного и других видов образования при эффективном использовании сети Интернет для преподавания через национальные границы. Выдвигаются также предложения о международном партнерстве в деле обслуживания потребностей студентов, содействия интернационализации учебных программ и обогащения их в культурном и интеллектуальном отношении.

Новая мультимедийная учебная среда

Учебная среда в информационном обществе будет характеризоваться разнообразием, сложностью и гибкостью. Во всем мире чрезвычайно вырос спрос на образовательные возможности всех уровней. По оценке Дханараджана (1996, р. 3), сегодня в мире свыше 1000 млн молодых людей посещают среднюю школу и, вероятно, к 2020 г. число желающих получить образование выше среднего достигнет 150 млн человек. Эта потребность усиливается в результате изменений в характере работы и смещения акцента с сельского хозяйства и промышленного производства в сторону сферы услуг, коммуникации и информационной индустрии, где необходимо постоянное обновление знаний и навыков. Непрерывное обучение быстро становится не стремлением, а реальностью. Нельзя уповать на то, что подобный спрос можно удовлетворить с помощью традиционных подходов к преподаванию в учебном заведении; здесь жизненно необходимы альтернативные методы, основанные на информационных технологиях.

Как будет выглядеть новая учебная среда? Перспективы развития Северной Америки подтверждают, что мы становимся глобальным, связанным общей информационной сетью обществом, в котором работа и обучение станут неразделимыми понятиями, обучение приобретет в основном неформальный характер и будет продолжаться всю жизнь, а отдельные лица будут обучаться и связываться через многоцелевую рабочую станцию, "вероятно, в модульной форме, включая устройства ввода (голос, пишущая ручка, клавиатура, распознаваемые знаки) и индикации (экран, звук, принтер), телекоммуникации, вычислительную технику и телевидение. Такая станция, по крайней мере частично, будет переносной" (Bates, 1994, р. 23).

Традиционные заочные и очные формы образования дополнятся системой "виртуальных университетов", где преподавание и обучение переносится главным образом или целиком в кибернетическое пространство. Студенты будут обучаться с помощью компьютеров в учебном заведении, на работе, дома или в рассредоточенных учебных центрах. Электронным путем они смогут напрямую связываться с экспертами в любой точке мира, а также изучать их произведения с помощью лекций, начитанных третьей стороной на носителях, библиотечных услуг или "печатных" учебных материалов. Студенты будут зачисляться в группы или на курсы, предоставляемые в интерактивном режиме многими университетами и другими учебными заведениями, где будут собраны воедино программы, соответствующие их запросам; после их окончания учащиеся могут получить диплом выбранного университета благодаря международной системе зачета успеваемости. Курсы с очным или дистанционным преподаванием будут опираться на базы данных или совокупность электронных ресурсов нескольких или многих сайтов Интернета. Студенты получат доступ к электронным журналам и перечням семинаров и смогут вносить в них свой вклад в качестве неотъемлемой части своего обучения. Собственно учебные материалы будут включать текст, графику, звук и зрительный ряд, что раньше было совершенно невозможно, и в процессе будут менять метод формирования идей и развития мышления.

Такие тенденции уже очевидны. Для этой цели создаются новые институты, а старые пересматривают свои стратегии преподавания в стенах учебных заведений и за их пределами. Устанавливаются партнерские отношения между университетами, телекоммуникациями и корпорациями массовой информации не только с национальным, но и с глобальным рыночным прицелом. Преобразования идут чрезвычайно быстро. Однако на государственном, институциональном и личностном уровнях существуют различия, которые будет нелегко преодолеть. Стоимость сетевой инфраструктуры очень высока. В Австралии, например, установка национальной быстродействующей широкополосной системы оценивается в 40 млрд австралийских долларов, и потребуется десятилетие, чтобы охватить ею всю страну (BSEG, 1994). К этому следует добавить стоимость аппаратного оборудования, программного обеспечения и средств связи для институтов и отдельных лиц. Платежеспособность и готовность платить сильно разнятся. Несмотря на высокую специализацию маркетинговых кампаний, вычислительное оборудование, находящееся в личном пользовании, значительно варьируется даже в более развитых в техническом отношении странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, в Сингапуре, по оценке прессы, в личном владении находится приблизительно 20% компьютерной техники; в Австралии эта цифра составляет около 30%. Лишь немногие компьютеры оснащены модемами. Эти показатели, вероятно, быстро изменятся, но работники просвещения не могут исходить из предположения, что все студенты имеют достаточный доступ к электронным технологиям, подобно тому как они допускают, что у всех учащихся есть ручки или бумага.

В новой учебной среде знания становятся структурированным продуктом. Они обладают чрезвычайной гибкостью и могут дать учащимся беспрецедентный контроль над содержанием, временем, местом и темпом обучения. Такие знания способны также стимулировать воображение и творческий подход преподавателей и учеников и хорошо соответствуют различным учебным стилям учащихся, особенно более молодых поколений, воспитанных на визуальном восприятии телевидения. Существуют, однако, опасные моменты. Электронные технологии являются инструментами, а не самоцелью, и важно выбрать инструменты, соответствующие образовательной цели, а не пытаться подогнать обучение под новейшую технологию. Поустмен (1993) утверждает, что природа электронных технологий и лингвистические стили телевидения и компьютерной коммуникации больше способствуют поверхностному пониманию, чем глубокому и серьезному изучению, основанному на разработке сложных идей и аргументов путем многостороннего логического анализа. Другая группа проблем возникает как результат сложностей преподавания, преодолевающего барьеры культур, языков и различных методов изучения. Хотя преподаватели сферы дистанционного образования уже располагают многими системами и подходами, необходимыми для эффективного использования новых технологий, следует проявить осторожность и убедиться, что они всегда разумно их применяют и при этом постоянно встречают соответствующую поддержку учащихся. Третий комплекс проблем обусловлен стоимостью технологии в сопоставлении с доступом к ней и правом справедливости, а также уже проявившимся неравенством в информационном обеспечении внутри отдельных стран и между странами.

Системы и методы дистанционного образования

Ряд характерных особенностей дистанционного образования делает его идеальным средством эффективной интеграции мультимедийных продуктов и услуг для создания новой учебной среды в национальном и международном масштабе. К ним относятся его способность преодолевать ограничения географического пространства и времени и возможность использовать различные средства информации, базирующиеся на новых технологиях; его достоинствами являются системы и организационные структуры, которые обслуживают учащихся, проживающих в удаленных и труднодоступных районах, и опыт сотрудничества с другими институтами с целью улучшения качества и расширения диапазона предоставляемого образования. Примечательно то, что, несмотря на широкий разброс мнений работников сферы дистанционного образования во всем мире относительно ее политических и культурных перспектив развития, налицо почти единодушная международная приверженность к использованию этой формы обучения для более широкого доступа к образовательным возможностям и профессиональной подготовке.

Что такое дистанционное образование?

Дистанционное образование - это форма обучения, при которой преподаватель и обучающийся в основном или всегда разделены во времени и/или пространстве и используют различные комбинации средств информации для предоставления информации и обеспечения взаимодействия в учебном процессе. Как форма распространения образования оно развивалось на протяжении нескольких поколений (Nipper, 1989; Моran, 1993; Тaylor, 1996) и тесно связано с применяемыми технологиями. Первой и наиболее продолжительной фазой было "заочное обучение", которое опиралось на печатные материалы и почтовую систему, при небольшой дополнительной финансовой поддержке со стороны учащихся или без таковой. Вторая фаза - "дистанционное образование" - началась в конце 60-х годов; она характеризуется квазииндустриальным подходом к разработке и доставке учащимся учебных курсов, сочетанием печатных и аудиовизуальных средств (в ряде стран - включая телевидение и радио) и активной поддержкой учащихся.

Работники сферы дистанционного образования начали экспериментировать с электронными технологиями в 80-х годах, но новейший этап - "гибкое обучение" - частично является производным от возникших в 90-е годы технических возможностей "сочетать преимущества высококачественных компакт-дисков CD-ROM на базе диалоговых средств мультимедиа с повышенной интерактивностью и доступностью постоянно расширяющегося диапазона учебно-педагогических ресурсов, предлагаемых при подключении к Интернету" (Тaylor, 1996, р. 2). Прежние различия между дистанционной и аудиторной формами обучения быстро исчезают, уступая место более гибким обучающим структурам, в которых центр тяжести переносится с преподавания на изучение предмета в соответствующих условиях с упором на его глубокое, а не поверхностное усвоение (Моran, 1996; Nunan, 1994; Ramsden, 1994). Гибкое обучение призвано непрерывно, на протяжении всей жизни повышать информационную грамотность учащихся, расширять их знания и совершенствовать навыки в выбранных дисциплинах. Эта форма обучения предлагает богатый комплекс учебных методов и технологий на базе компьютерной техники, чтобы чутко реагировать на все более разнообразную подготовку и мотивацию, которые привносят в свое обучение учащиеся. Доклад Международного совета по дистанционному образованию (1996) подтверждает, что тенденция к гибкому обучению в настоящее время проявляется повсеместно и имеет долгосрочные последствия для всех типов университетов и школ.

Программы дистанционного обучения обычно предполагают наличие на местах возможностей для производства материалов: компетентность в составлении учебных программ, редактировании, графическом дизайне, аудиовизуальном производстве и программировании, дополненные календарным планированием производства, системами и средствами отправки материалов. Характер этих задач быстро меняется, чтобы привлечь новые средства информации, а в производственных группах нового типа практикуется совместная работа специалистов. Например, в настоящее время в Университете Южной Австралии редакторы работают над редактированием гипертекстов и распечаток; графическое оформление в основном осуществляется с помощью компьютеров, а эксперты по аудио- и видеопродукции сосредоточили свое внимание на нелинейном преобразовании продукции в цифровую форму на послепроизводственном этапе. Вместе с преподавателями, занятыми профессиональной подготовкой персонала, они образуют многопрофильные группы специалистов для работы над каждой программой в тесном сотрудничестве с учеными-авторами.

Организация дистанционного образованиия

Существуют две основные модели дистанционного образования. Одна, типичная для дистанционного обучения в Азии, - это открытый университет, зачисляющий очень большое число студентов, где преподавание ведется исключительно методами дистанционного образования. Эти открытые сверхуниверситеты часто создаются как национальные учебные заведения, финансируемые из общественных фондов, например Национальный открытый университет Индиры Ганди в Индии, Открытый университет Сукхотхаи Тхамматират в Таиланде, Университет Тербука в Индонезии, Корейский национальный открытый университет и система открытых радиотелеуниверситетов в Китае. Правительства относятся к ним как к ключевой социально-экономической стратегии развития знаний и умений на национальном уровне, а эффект масштаба в их деятельности весьма значителен. Это подлинно "народные" институты - университеты для масс, а не для интеллектуальной или экономической элиты.

Контингенты обучающихся здесь огромны - обычно 200-600 тыс. человек, а Китайский открытый радиотелеуниверситет сообщает о ежегодном зачислении миллиона студентов на платные и бесплатные курсы. В настоящее время в них редко практикуется обучение в международном масштабе, но это может быстро измениться, поскольку электронная техника становится главным инструментом преподавания. Вследствие дальнейшего существенного увеличения численности студентов встает очевидный вопрос: какова же максимальная загрузка жизнеспособного ведущего института и как его следует подразделить для эффективного обеспечения учебного процесса? Сейчас для открытых сверхуниверситетов типична централизованная система управления, производства учебных материалов и аттестации при локализованной системе преподавания и поддержки учащихся. Большинство из них полагается главным образом на печатные учебные материалы; некоторые широко используют возможности радио и телевидения. Многие практикуют оценочную систему на базе ЭВМ и другие компьютерные методы управления учебным процессом, с тем чтобы справиться с очень большим объемом работы.

В другой, "двухвидовой", модели, примером которой служит дистанционное образование в Австралии, Новой Зеландии и Малайзии, обучение в университете или колледже происходит и внутри и за их стенами; не проводится различия между дистанционным и очным обучением в плане оценки знаний или выдачи дипломов, и студенты могут переходить от одной формы к другой. В учебных заведениях студенты могут использовать (и все больше используют) материалы, предназначенные для дистанционного обучения, в том числе с применением ЭВМ, чтобы дополнить или заменить классическую лекционно-консультативную модель. Распечатки стали преобладающим средством заочного обучения и дополняются аудиовизуальными материалами (а не средствами телевидения или радио). Аудиотелеконференции (а в некоторых случаях - видеоконференции) становятся обычным явлением.

В Австралии двухвидовая организационная структура неоднократно изменялась на протяжении нескольких лет при небольшом численном росте контингента учащихся, причем специализированные программы для дистанционного образования, созданные в 70-х и начале 80-х годов, с 1988 г. были сосредоточены в центрах дистанционного образования при восьми университетах, пользующихся государственной поддержкой. Заметное изменение произошло в 90-х годах, когда университеты начали сочетать дистанционное образование и методы преподавания очного обучения с активным привлечением информационных технологий, печатных и других учебных средств (Моran, 1995). Численность учащихся в австралийских дистанционных учебных заведениях по сравнению с контингентами азиатских открытых университетов выглядит более скромной по масштабу - всего в Австралии ежегодно на университетские дистанционные курсы зачисляется приблизительно 70 тыс. человек. Тем не менее правительственные власти увидели аналогичные экономические и социальные преимущества дистанционного образования, и оно переместилось с периферии в главное русло правительственной политики как в области школьного и университетского образования, так и в сфере профессионального обучения и подготовки.

Системы поддержки учащихся

Образование связано с передачей информации, идей и умений, а также с объяснением их смысла. В основе этого процесса лежит взаимодействие между студентом и преподавателем (преподавателями) и другими обучающимися. Практика дистанционного образования доказала, что эффективное взаимодействие должно быть личным, но не обязательно с глазу на глаз. Однако в международном плане подавляющее большинство специалистов в этой области сходятся в мнении о том, что для достижения справедливости, эффективности и действенности учебным разработкам по дистанционному обучению должна сопутствовать система поддержки студентов. С появлением электронных средств связи эта потребность не уменьшилась, просто изменился способ оказания поддержки.

Особенно полезной стратегией в этом отношении оказалась идея о сети учебных центров. В дополнение к материалам для самостоятельного изучения или передачам по радио и телевидению азиатские открытые сверхуниверситеты, как правило, создают сеть местных и/или региональных учебных центров, куда приходят учащиеся для проведения классных и индивидуальных занятий. Это дает возможность рационально сосредоточить в одном месте дорогостоящее оборудование, включая компьютеры, телевизоры, видеомагнитофоны и средства для проведения видеоконференций, а также библиотеку и другие ресурсы. Такая сеть учебных центров может оправдать затраты на поддержку студентов, которые вряд ли в состоянии позволить себе иметь в своем распоряжении такую аппаратуру. В странах с большой плотностью населения и ограниченным пространством для самостоятельных занятий дома они обеспечивают чрезвычайно необходимую обстановку для сосредоточенного изучения предмета, а также предлагают средства для дополнительного очного преподавания. Национальный открытый университет Индиры Ганди, например, использует односторонюю видеосвязь и двустороннюю аудиосистему в 25 из своих учебных центров и планирует подключить до 150 абонентских пунктов. Правительство Малайзии намеревается создать по всей стране 100 центров обучения и призвать все университеты воспользоваться ими для преподавательской деятельности в рассредоточенном режиме, быть может сочетая очное преподавание и электронные каналы связи. В Австралии, где учебные центры в течение двадцати лет составляли часть комплекса дистанционного образования, в 90-е годы вновь вернулись к этой концепции в виде региональных и национальных электронных сетей центров телеобучения для учащихся, не имеющих доступа к Интернету дома или на работе (см., например: Deakin University, 1993; Education Network Australia, 1996).

Модель учебного центра обладает большим потенциалом по четырем критериям, относящимся к преподаванию на расстоянии в мультимедийной среде. Во-первых - и это наиболее очевидный критерий, - подобный экономически целесообразный способ обучения позволит многим людям получать электронную информацию в удобной форме и по доступной цене. Поскольку учебные центры в настоящее время располагают печатным и аудиовизуальным материалом, они могут дополнить его компакт-дисками CD-ROM или другими программами на базе ЭВМ, которые учащиеся будут осваивать коллективно или индивидуально. Учебные центры становятся ядром в сети коммуникации, основанной на аудио- или видеоконференцсвязи; их также можно использовать в качестве опорных пунктов при связи через компьютерные системы. Во-вторых, учебные центры пригодны для организации очного обучения и других вспомогательных средств в системе международного образования, где учащийся потенциально еще более изолирован от "родного" университета. Такой вид поддержки имеет важное значение в плане разъяснения или сглаживания культурных особенностей, неизбежно присущих электронному и прочему учебному материалу и стилям обучения. В-третьих, они послужат структурной основой для межинститутского сотрудничества, которое расширяет возможности выбора, доступные для студентов. В-четвертых, наиболее важно то, что учебные центры предоставляют место для реального и виртуального взаимодействия между преподавателями и обучающимися.

Медиа, мультимедиа и дистанционное образование

Дистанционное образование опирается на различные средства информации как для передачи содержания, так и для обеспечения взаимодействия. Ограничения всегда продиктованы четырьмя факторами: степенью доступности и использования средств информации для учащихся, уровнем компетентности преподавателей в области применения информационных средств для разработки и подачи учебного материала, финансовыми возможностями институтов, а также локальной и национальной коммуникационной инфраструктурой, поддерживающей эти средства информации.

Существующие средства дистанционного обучения

Печатный текст по-прежнему остается наиболее привычной, надежной, гибкой, педагогически эффективной и рентабельной технологией для предоставления содержания курса и установления контактов между преподавателем и учащимся. Печатный учебный материал обычно включает учебники или пособия, которые разрабатываются институтом или (реже) отдельным преподавателем и принадлежат им, а также материалы третьей стороны (лекции, специальные исследования и т.д.), в отношении которых требуется урегулировать вопрос об авторском праве, особенно для обучения в международном масштабе. Печать - мощное средство донесения интеллектуальной и научной мысли путем привлечения отвлеченных понятий, логических аргументов и фактологического учебного материала (Postmаn, 1985). Электронные технологии революционизировали производство, от первоначального проекта до сканирования существующего текста и распечатывания его по требованию. Пользователям, как правило, не требуется специального оборудования для прочтения печатных текстов (хотя в Австралии были разработаны сложные стратегии оказания помощи студентам-инвалидам). Распространение материалов не составляет труда там, где развита почтовая сеть (хотя может потребоваться время для доставки материалов, особенно международных почтовых отправлений).

Есть и недостатки. Сам по себе печатный материал - это одностороннее средство информации, которое должно быть дополнено другими формами взаимодействия. Более того, разработка высококачественных печатных учебных материалов может потребовать продолжительного времени, и, несмотря на усовершенствования, которые привнесло электронное издание, их бывает сложно изменять и обновлять. На примере некоторых "виртуальных" курсов, предлагаемых через Интернет, заметно, что большие объемы текста в кибернетическом пространстве неуместны. Чтобы эффективно использовать материал, пользователь вынужден загружать и печатать его у себя на месте, и на него, таким образом, просто переносятся первоначальные затраты, при том, что качество продукта, возможно, снижается.

За последние тридцать лет в некоторых странах широко использовалось телевидение и/или радио для дистанционного обучения - в качестве региональных образцов можно назвать Японский университет на открытом воздухе (через посредство Национального института мультимедийного образования), систему Китайского радиотелеуниверситета и Корейский национальный открытый университет. Программы могут целиком разрабатываться институтом и принадлежать ему, но для более сложных программ могут потребоваться разрешения, как правило от различных агентств, в связи с авторскими правами на отснятый материал, музыку и/или исполнение. К добру это или нет, но телевидение и радио стали неотъемлемой частью большинства культур, а зоны приема радио- и телепередач не ограничиваются национальными границами. Радио, в частности, доступно даже в беднейших странах и является важным средством для распространения информации и взаимодействия (там, где налажена обратная связь).

Телевидение способно стать, среди прочего, эффективным средством для демонстрации опытов и процессов и обеспечивать передачу материалов по научным исследованиям на основе конкретных примеров; оно позволяет облечь преподавание в более личностную визуальную форму, что недоступно для печатного материала; оно может оказаться незаменимым помощником при наборе студентов (Bates, 1995, р. 69-73). С другой стороны, как утверждает Бейтс, телевидение - это сложное, зачастую неправильно понимаемое и не всегда удачно используемое средство; к примеру, многие программы построены в форме лекций "говорящей головы", которые могут быть скучными и утомительными. Продукция приемлемого качества стоит дорого и требует большой профессиональной подготовки и опытных специалистов. Сама по себе она имеет ограничения как средство с односторонним движением, где программы выходят в эфир в установленное время. Многие предпочитают аудио- и видеопленки как более гибкие альтернативные решения; их можно проигрывать дома или в аудитории, в заданном пользователем темпе и в удобное для него время. Эволюция в сторону мультимедиа во многом зависит от национальных инфраструктур и структуры ценообразования. Одни идут по пути развития видеопрограмм по запросу, другие предпочитают телеконференцсвязь, третьи - диалоговое телевидение различного уровня. Благодаря знаниям и оснащению в области аудиовизуальной продукции главные институты дистанционного обучения получат преимущества при переходе к цифровым технологиями для CD-ROM или передачам в режиме он-лайн. Однако не стоит рассчитывать, что существующие фонды можно просто перенести на цифровые носители или что удастся без труда получить авторские права.

Технологическая конвергенция и дистанционное образование

По мере расширения полосы частот и увеличения скорости передачи все более усложняется технология сжатия и возникают новые возможности для совмещения существующих и новых средств информации в дистанционном обучении. В Республике Корее, например, Национальный открытый университет сочетает средства телеконференцсвязи, компьютерной коммуникации, кабельного телевидения и видео по запросу и продолжает использовать печатные материалы (Тaylor, 1996, р. 9). В рамках средств информации на базе компьютерной системы наметились две основные стратегии в области образования: компьютерная связь (КС) и мультимедийное содержание на базе компьютера, производимое в виде компакт-дисков CD-ROM или предназначенное для передачи в режиме он-лайн. Хотя эти средства тесно связаны (и быстро сливаются воедино), полезно рассмотреть каждое из них в отдельности.

Основными компонентами связи являются электронная почта, передача файлов, телеконференцсвязь и дистанционный доступ к вычислительной технике, поддерживаемые такими функциональными составляющими, как доска объявлений, тематические конференции, списки семинаров, электронные внутрикурсовые журналы, совместная подготовка учебных материалов и студенческих работ, а также электронное представление и возвращение заданий.

Компьютерная связь позволяет работникам дистанционного образования впервые за все время по-настоящему преодолеть недостатки, связанные с удаленностью и изоляцией. Она способна обеспечить:

  • Частое и беспрепятственное взаимодействие между преподавателем и студентом, т.е. нечто вроде возврата к той поре, когда высшее образование не было массовым и больше ориентировалось на отдельную личность. Этого всегда было трудно достичь при заочном обучении.
  • Взаимодействие между обучающимися: дистанционное образование часто рассматривалось как занятие в одиночку, однако компьютерная связь обеспечивает потенциальную возможность не только для неформальных "бесед" среди студентов, но и для организованной совместной работы по исследованию источников информации или подготовке заданий.
  • Потенциальный доступ к специалистам в любой точке земного шара.
  • Доступ к библиотечным источникам, в том числе возможность брать их на время. Источники могут принадлежать не только "родному" институту, это могут быть и собрания ресурсов, страницы в Интернете, отмеченные преподавателем как имеющие непосредственные отношение к курсу.
  • Доступ к широкому кругу информации об управлении, поддержка учащихся в процессе обучения и услуги по консультированию, предоставляемые "родным" институтом или пунктами оказания подобных услуг, расположенными поблизости от студента.

    Электронная почта использовалась в течение нескольких лет, особенно для сообщений от одного адресата к другому. Ее применение в качестве неотъемлемой части преподавания все еще ограничено. В некоторых случаях все студенты при зачислении автоматически становятся пользователями электронной почтой; в других случаях они ограничиваются конкретными курсами. Предстоит преодолеть много технических проблем: например, немногие институты дистанционного обучения уже включили услуги компьютерной связи в полный пакет дружественных пользователю программ, хотя они открывают замечательные возможности для улучшения качества, интерактивности и доступности образования, особенно для организации преподавания в международном масштабе. Требуют решения основные проблемы, касающиеся развития навыков использования этих средств у персонала и студентов, а также такие лингвистические и культурологические вопросы, как различия в стилях обучения и представлениях о роли преподавателя.

    Передачи в режиме он-лайн учебных материалов и/или использование компакт-дисков CD-ROM открывают потрясающие новые возможности для учебного процесса. Например, они могут использоваться для воспроизведения опытов или проигрывания сценариев. Сочетание текста, звука и образа становится вспомогательным средством при обучении грамоте и профессиональной подготовке на иностранном языке. Такие передачи также способствуют нелинейному накоплению знаний или групповой тематической работе (независимо от месторасположения студентов). Они могут указать студентам на ресурсы во многих других местах, к которым студент мог не иметь личного доступа или ему понадобилось бы много времени для получения их через межбиблиотечный обмен. Наконец, их можно настроить так, чтобы студенты работали в своем собственном темпе над самопроверкой учебных задач.

    Однако следует признать, что разработка и производство качественных учебных материалов для интерактивного использования - чрезвычайно трудоемкий и дорогостоящий процесс, в ходе которого большинство преподавателей все еще преодолевают крутую ступень познания и лишь немногие университеты могут позволить себе участвовать в нем без правительственной или корпоративной финансовой поддержки. Передача в интерактивном режиме на многих территориях будет ограничена текстом и графикой до тех пор, пока широкополосные сети не смогут также передавать звук и изображение по доступной цене и приемлемого качества. Это обстоятельство имеет то преимущество, что дает возможность работникам просвещения переводить свои курсы в электронные формы постепенно, одновременно осваивая методы эффективного преподавания с использованием новых средств информации. Главная проблема универсального характера, решение которой требует длительного времени, - это повышение квалификации персонала. Так же обстоят дела с авторскими правами в электронной среде и тем потенциалом "культурного империализма", который несет киберпространство.

    Авторское право в электронной среде
    и международное дистанционное образование[1]

    Работникам дистанционного образования за последние двадцать пять лет, вероятно, приходилось уделять больше внимания вопросам авторских прав, чем другим преподавателям, по следующим трем причинам: во-первых, мы отбираем и копируем материал третьей стороны для наших учащихся, вместо того чтобы позволить отдельному студенту сделать единственный экземпляр в соответствии с положениями о "добросовестной сделке"; во-вторых, оригинальные пакеты материалов по дистанционному обучению сами по себе являются материалами, охраняемыми авторским правом. Они обычно принадлежат институту, а не отдельному преподавателю. Поэтому институт заинтересован в охране своей интеллектуальной собственности и извлечении выгоды из нее при продаже материалов курса различными путями. Неизбежно возникает коллизия между собственническим чувством и желанием получить прибыль (хотя в реальности суммы редко бывают крупными), с одной стороны, и стремлением снизить до минимума стоимость обучения для студентов в интересах доступности и справедливости - с другой. В-третьих, материалы дистанционного обучения являются публичными документами, так что нарушения авторского права сразу очевидны. Эту наглядность усиливает Интернет, и работники дистанционного образования должны неусыпно следить за соблюдением авторских прав. Это, однако, не делает нас экспертами, и любое упрощение нередко запутанных норм национального (не говоря о международном) авторского права горячо приветствуется.

    Современное состояние авторского права

    Безусловно, национальные законы об авторском праве в пределах Азиатско-Тихоокеанского региона значительно разнятся, так что трудно привести к общему знаменателю их воздействие на дистанционное образование. Однако целесообразно проиллюстрировать эти вопросы конкретным исследованием австралийского подхода, которое предлагает путь развития в виртуальной учебной среде.

    С 1989 г. поправки к австралийскому Закону об авторском праве оказали значительное воздействие на австралийское дистанционное образование. Во-первых, прояснение положений об использовании аудиовизуального и трансляционного материала для образовательных целей позволило институтам быть более предприимчивыми в применении этих средств. Во-вторых, закон теперь предусматривает сбор отчислений обществами по правам на воспроизведение в пользу своих клиентов. Существует пять основных обществ по сбору отчислений. Они действовали столь успешно, что их членами числилось свыше 90% обладателей соответствующих прав, и в 1994 г. эти организации собрали приблизительно 85 млн австралийских долларов (Simpson, 1994). Пожалуй, наиболее важным для работников дистанционного образования является Агентство по авторским правам с ограниченной ответственностью (ААП), ведающее системой статутного лицензирования работ по фотокопированию, в соответствии с которой учебные заведения ежегодно выплачивают согласованную сумму, устанавливаемую на основе общей численности набранных студентов. Другими словами, это положение распространяется на институт сразу же после формального зачисления туда студентов, независимо от того, где они проживают. К 1994 г. к этой системе присоединились все австралийские школы, технические колледжи и университеты.

    Австралийская система статутных лицензий обходится недешево, но она оправдывает затраты и прекрасно действует, упрощая все более сложную ситуацию (Simpson, 1994). Она уникальна и отличается от других систем лицензирования тем, что предоставляет разрешение в полном объеме за полную плату и не требует от перспективного пользователя получения отдельного разрешения по каждому пункту (как, например, в американской системе). Это не только упрощает процесс, но и значительно ускоряет его. Исключаются трудоемкие и занимающие много времени процедуры заполнения форм, ожидания (иногда до года) разрешения, согласования суммы отчислений и условий использования. В настоящее время разрабатываются процессуальные действия, с тем чтобы установить, каким образом перенести эту систему в электронную среду; следует надеяться, что они будут просты и управляемы.

    Система статутного лицензирования продолжает действовать и в отношении австралийских университетов, осуществляющих дистанционное обучение "за пределами континента", пока учащийся числится студентом этого университета. Однако университет не защищен, если он работает с организацией-партнером и последняя организует у себя преподавание курса на базе материала, предоставляемого австралийским университетом, который затем обеспечивает зачет успеваемости для получения австралийской ученой степени. Более того, если студент зачислен в австралийский университет, материал, о котором идет речь, по закону должен печататься в Австралии, а не в другой стране. В последнем случае на него не будет распространяться действие австралийской статутной лицензии и необходимо заполучить отдельное разрешение на авторские права в отношении всего материала третьей стороны. Это может серьезно препятствовать международному обучению.

    При осуществлении международного сотрудничества в области дистанционного образования возникают и другие проблемы. Наглядным примером служит деятельность организации Образование для Содружества (Commonwealth of Learning - COL) [2] по концептуализации международной сети для комплектования и передачи учебных материалов между странами Содружества. СОL выделила ряд вопросов, подлежащих решению при создании "банка материалов", среди которых постоянно фигурирует тема авторского права, например:

  • Процессы удовлетворения потребностей национальных/институциональных клиентов в уже имеющихся материалах и выявление желательных новых программ, которые могли бы быть разработаны совместными усилиями и находиться в совместном владении.
  • Изменение материала, с тем чтобы он отвечал национальным потребностям, соответствовал структуре учебных программ и учитывал культурную специфику.
  • Наличие материалов - например, разрешено ли их воспроизведение во всем Содружестве; условия, на которых они доступны.
  • Хранение и пересмотр материалов в соответствии с требованиями современности - кто и каким образом должен отвечать за это; урегулирование вопроса об авторских правах.
  • Необходимые процессы обеспечения качества; каким образом и какие минимальные стандарты можно установить на местах.
  • Соглашения о лицензировании - срок действия, двусторонние и многосторонние соглашения, процессы контролирования.
  • Расходы, связанные с лицензированием, например лицензия на копирование; разрешение на изменение или переделку; использование только для ссылок.

    СOL рассматривает эти проблемы и протоколы сначала в отношении печатного и аудиовизуального материала, поскольку в этих формах уже существует много учебного материала и они в течение какого-то времени будут по-прежнему преобладать в большинстве программ дистанционного обучения. Эти же вопросы в равной степени относятся к виртуальной учебной среде, но проблема авторского права при передаче в режиме он-лайн еще более осложняется техническими аспектами и аспектами охраны личных прав, обусловленными также характером среды.

    Воспроизведение и добросовестные действия

    Коммерческие круги быстро вырывают контроль за Интернетом из рук тех, кто видел в нем новые "рубежи" для демократического свободного выражения. В сфере авторского права шли оживленные дебаты о компьютерном пространстве, в которых преобладал американский взгяд на его будущее, между теми, кто усматривает в нем новую среду для коммерческих сделок по интеллектуальной собственности, и сторонниками эгалитарной позиции. Последние в лице Барлоу (1994) и Лаймен (1995) считают, что в основе авторского права традиционно лежит контроль над воспроизведением материальной собственности, а не над обладанием идеями. В кибернетическом пространстве материальной собственности не существует, стало быть, речь идет об обладании самими идеями. Моральный долг - стимулировать их свободный поток. Дайсон (1995 г., р. 1) утверждает:

    Главной среди новых норм является норма о том, что "содержание бесплатно". Хотя не все содержание будет бесплатным, новая экономическая динамика будет действовать так, как если бы оно было таковым. В мире Сети... легко воспроизводимая интеллектуальная собственность, вероятно, будет скопирована. Изготавливать копии станет так просто и быстро, что многие из них будут распределяться бесплатно, с тем чтобы привлечь внимание или вызвать желание воспользоваться дальнейшими услугами, за которые можно взимать плату... Для поставщиков содержания лучше всего воспользоваться этой ситуацией и распространять интеллектуальную собственность бесплатно, чтобы продавать услуги и связь.

    Эти мотивы достойны похвалы и прекрасно соответствуют целям просвещения - наделить людей освобождающим и обогащающим их опытом в доступной и, по возможности, приемлемой форме. Неопровержима, однако, и коммерческая ценность авторского права на глобальном, а не только национальном рынке, примером чему является принятие в 1995 г. Соглашения об аспектах прав интеллектуальной собственности, связанных с торговлей (АПИСТ), которое вводит авторское право в сферу международной торговли. Поэтому проблема состоит в том, как заставить его работать простым и доступным способом, чтобы по-настоящему осуществлять интерактивные передачи приемлемого качества.

    На глобальном и национальном уровне частично дебатировался вопрос о том, можно ли регулировать произведения в электронном виде с помощью расширения толкования существующего законодательства и конвенций, а не путем принятия нового закондательства. Такие органы, как Специальная группа по национальной информационной инфраструктуре США (1995), по-видимому, отвергают последний вариант и выступают за изменение существующих положений об авторском праве и принятие комплементарных технологических подходов к охране авторского права: например, кодирование (шифрование документов), стенография (сохранение их целостности) или техника "водяных знаков", чтобы проследить противоправные воспроизведения. В Австралии прежнее правительство приняло рекомендации, сделанные в 1995 г. Группой по конвергенции авторского права, о включении в Закон об авторском праве нового, технологически нейтрального и широко обоснованного права передавать визуальные изображения, звуки или другую информацию в неосязаемой форме; в этом праве не будет уточняться конкретная технология передачи сигналов (CCG, 1994, р. 25; Кеrr, 1995, р. 11). Вероятно, это право будет включено в Закон об авторском праве при его общем пересмотре.

    Независимо от механизма его осуществления, для работников дистанционного образования важно, чтобы законодательство об авторском праве в достаточной степени учитывало "добросовестные действия", а также коммерческую отдачу. С точки зрения университетов необходимость в положениях о добросовестном отношении можно кратко изложить в виде четырех принципов (CETUS, 1995):

  • Следует защитить законное право высшего учебного заведения на использование охраняемых авторским правом произведений.
  • Для творческих и учебных процессов необходима свобода доступа к информации, независимо от ее формы;
  • Право вуза на добросовестное использование в электронную эпоху по-прежнему не должно быть связано условиями лицензирования или выплаты отчислений по сделке.
  • В обязанности вузов входит просвещение преподавательского состава и учащихся в вопросах интеллектуальной собственности и законного использования охраняемого авторским правом материала.

    И все же проблемы серьезные. "Электрокопирование" устраняет исключительность прав на репрографическое воспроизведение как метод копирования. Рикетсон отмечает (1995, р. 24):

    Отдельные личности теперь могут стать собственными издателями, а не доверять эту операцию коммерческим предприятиям, которые вложили капитал в необходимое помещение и оборудование... [Более того], преобразование в цифровую форму дает возможность бесконечно хранить и воспроизводить произведения, а также передавать их по всему миру. Оно также позволяет без значительных усилий обрабатывать, изменять и улучшать форму и содержание этой информации.

    Кроме того, как указывает Китигава (1995, р. 185):

    Основная предпосылка защиты авторских прав состоит в том, что охраняемое авторским правом произведение не должно копироваться без разрешения автора. Однако появление дешевой копировальной техники привело к массовым нарушениям авторского права. Юридической ненарушаемости авторского права, кроме того, угрожает внедрение цифровой технологии, позволяющей изготовлять неограниченное число безупречных копий, неотличимых от оригинала. Вопрос о массовом копировании, в частности, претерпевает коренное изменение в результате внедрения цифровой технологии.

    Несомненно, программы ограничения доступа (такие, как кодирование и засвидетельствование подлинности) и производства платежей будут быстро совершенствоваться. Тем временем институтам дистанционного обучения при подготовке материалов и преподавании в диалоговом режиме необходимо решить и другие вопросы.

    Авторское право и обучение в режиме он-лайн

    В виртуальной учебной среде скрытый глобальный характер юридической ответственности порождает дилеммы, которые имеют практическое, правовое и моральное значение для университета дистанционного обучения и которые тем не менее придется решать. Возьмем, например, опыт Университета Южной Австралии, который, как и многие другие, активно готовит учебные материалы для передачи в режиме он-лайн. Было принято решение, что по учебным и правовым соображениям он будет возражать против включения каких-либо значительных печатных материалов третьей стороны (таких, как журнальные статьи или другие тексты) в свои он-лайновые пакеты учебных материалов до тех пор, пока к ним не будет свободного доступа в электронной среде. Это сравнительно прямолинейное, но хорошо обоснованное с общеобразовательной и финансовой точки зрения и юридически взвешенное решение. Университет также рассматривает ряд других вопросов, которые прямо или косвенно затрагивают авторское право, включая следующие:

  • Точно определить, что можно помещать на доступные для широкой публики страницы сети без риска для прав университета на интеллектуальную собственность.
  • Наиболее рентабельные и справедливые способы обеспечения надежного доступа к материалу в режиме он-лайн для студентов университета, будь то в Австралии или за ее пределами.
  • Необходимость новых протоколов об ответственности персонала за соблюдение авторского права в электронной среде и выполнение программы повышения осведомленности в области образования, особенно ввиду признания слабой информированности о сложностях требований авторского права.
  • Мероприятия по обеспечению качества в смысле интеллектуального содержания, изложения и взаимодействия при передаче в режиме он-лайн.

    В частности, существует масса проблем, связанных со "срочной связью" с курсами или материалами на других сайтах. На одном уровне к их числу относятся соответствующие формы разрешения и цитирования электронных источников, порядок платежей при отсутствии национального законодательства и статутных лицензий, а также, в виде любезности, информирование другого сайта о том, что студенты могут "напасть" на него. На другом уровне они касаются этических, правовых и финансовых условий "прекращения связи", когда пользователю трудно уяснить, что он установил связь с материалом, находящимся на постороннем сайте, и ему кажется, что этот материал является частью оригинального курса. Проблема усложняется тем, что в образовательных целях желательно сделать учебные материалы наиболее удобными для прохождения по сети. Возникают вопросы, как устанавливать и регистрировать связи. Возникают также и важные финансовые вопросы. Если оригинальные материалы отправляют в компактном виде путем "прямой связи" на другие сайты (разумнее капитализировать добротные ресурсы, а не заново создавать их), то некоторые точки получают финансовую выгоду, которую необходимо учитывать.

    Последнее положение возвращает нас к вопросу о статутном лицензировании и желательности применения новых технологий, для того чтобы контролировать использование и до "наноцента" определять операциональные издержки. Недостаточно ограничиться внедрением их только в национальном масштабе - Интернет не принимает в расчет геополитические границы. Японцы предложили создать коллективный административный орган - Центр цифровой информации, - который будет хранить информацию об охраняемых авторским правом мультимедийных произведениях и заниматься утверждением льгот и производством платежей (Greguras et al., 1994). Международное агентство такого рода могло бы оказаться чрезвычайно полезным, даже если бы на первом этапе в него вошли в основном региональные участники. Однако до тех пор, пока потенциальному пользователю придется получать разрешение на каждую вещь в отдельности, это будет обременительная и затяжная процедура. Необходимо найти способ, чтобы там, где это возможно, обеспечить бланкетное лицензирование электронных материалов наряду с производством соответствующих записей и платежей. Ответ может находиться где-то между японским предложением и концепцией "банка материалов", рассматриваемой организацией Образование для Содружества.

    Коммуникация и проблемы культуры

    Ускоряется интернационализация образования. Продажа западными странами мест для очного обучения гражданам Азиатско-Тихоокеанского и других регионов хорошо документирована; сейчас международное размещение студентов сулит миллиарды долларов. Дистанционное образование создало условия еще для двух форм интернационализации - движение материалов учебных программ из одной страны в другую и обучение студентов через национальные границы. В первом случае трудности налаживания межинституционального сотрудничества сдерживали движение к успеху, но постепенно оно приобрело более общий характер (Моran and Mugridge, 1993). Второму направлению препятствовали практические моменты, например неустойчивость и медлительность в работе национальных почтовых систем, языковые трудности, оказание поддержки изолированным студентам. Появление компьютерной связи, передача информации в режиме он-лайн и интерактивное телевидение открывают новые горизонты, но эти средства коммуникации по-прежнему порождают аналогичные вышесказанным проблемы, связанные с содержанием и методами преподавания.

    Модели международного дистанционного образования

    За последнее десятилетие появилось несколько моделей международного дистанционного обучения, в которых рассматриваются проблемы такого обучения и которые также в состоянии решить вопросы преподавания с использованием средств мультимедиа. Все они предполагают некое партнерство и мероприятия по местной поддержке студентов.

    Примером первой модели служит Открытый учебный институт (ОУИ) Гонконга, который приобретает у других стран пакеты курсов дистанционного образования, адаптирует их применительно к культурной среде Гонконга и профессиональным потребностям, а также обучает, оценивает успеваемость и выдает собственные удостоверения о прохождении курса (Dhanarajan and Timmers, 1992). Первоначально преподавание велось только на английском языке; сейчас ОУИ осуществляет перевод отдельных курсов на китайский язык и вводит некоторые курсы, где с самого начала ведется преподавание на китайском языке; он также предлагает программы перевода с одного языка на другой. Решающим моментом в успешной деятельности ОУИ было оказание местной консультативной поддержки, которая способствует включению неизбежной культурной специфики в оригинальный материал, помогает студентам овладеть академическим языком и обеспечивает необходимую форму взаимодействия. Формы интерактивности включают не только личные занятия с руководителем и возможность заниматься самостоятельной работой в спокойной обстановке, но также автоматизированную диалоговую систему с речевым ответом, которая наживается на чрезвычайно интенсивном использовании телефона жителями Гонконга (Тaylor, 1996). Для этой модели необходимо предварительное условие - исходный институт должен получить международные авторские права на весь материал третьей стороны. Это дорогостоящая и требующая много времени процедура, которая обычно осуществляется только тогда, когда она оправдана широкомасштабным рынком.

    Вторая модель - "партнерская" - предполагает заключение контракта, согласно которому один партнер подготавливает и производит материалы, экзаменует студентов и выдает свидетельства об окончании курса, а другой организует преподавание, систему поддержки и местное управление. В качестве примеров можно назвать партнерство Университета Южной Австралии с Баптистским колледжем в Гонконге и с ИРИ Лтд в Сепангском технологическом институте в Малайзии; партнерство колледжа Дистед в Пенанге с несколькими австралийскими, британскими и канадскими институтами. Студенты могут проходить все курсы на месте или провести последние годы в учебном заведении за границей. Эта система опирается в основном на печатные материалы и материалы на базе автономного компьютера. Обычно преподавание и изучение ведется на английском языке, и некоторые местные партнеры предлагают подготовительные курсы английского языка или другие формы языковой поддержки. Ситуация с авторским правом складывается по-разному. По австралийскому закону, например, авторское право не является главным вопросом, если студенты зачислены в австралийский университет и, следовательно, подпадают под действие австралийского законодательства об авторском праве. Однако, если они считаются студентами местного учебного заведения, использующего австралийские материалы, необходимо пройти более сложную процедуру оформления разрешения на авторское право.

    В Азиатско-Тихоокеанском регионе эта модель получила развитие отчасти в ответ на требование многих правительств о том, чтобы внешние поставщики образовательных услуг действовали через местный орган. Последний может быть учебным заведением или компанией, созданной для этой цели. В отличие от финансируемых правительством некоммерческих образовательных программ партнерские структуры должны быть по крайней мере безубыточными для партнеров, и обычно они создаются с целью получения прибыли. Таким образом, выбор средств и связанных с ними услуг зависит не только от качества образования, но также от его рентабельности и доли на рынке. Как для органов образования, так и для организации, обеспечивающей дистанционное образование, партнерская структура может заручиться надлежащей местной поддержкой, отчасти чтобы помочь студентам приноровиться к иному языку и культурным особенностям учебного материала, отчасти чтобы обеспечить консультативную помощь, учебные средства и информацию с оценкой потребителя. Эта модель может оказаться очень эффективной, если оба партнера действуют в унисон, учитывая культурные особенности в содержании и стиле преподавания, готовы изменить свою практику и виды на будущее, чтобы охватить такое разнообразие нюансов, и пришли к соглашению о гарантировании качества предоставляемого образования при соблюдении стандартных требований. Хотя в настоящее время эта структура действует в основном в одностороннем направлении, она обладает потенциалом для совместной разработки курса и его использования в обеих составляющих структуры. Она также представляет собой модель, пригодную для поддержки в электронной среде.

    В настоящее время развивается третья модель - "виртуальные учебные системы" на основе телевидения и/или компьютерной связи. Ей, вероятно, будут присущи многие черты партнерской модели, потому что, несмотря на способность информационных технологий преодолевать геополитические границы, студенты по-прежнему будут нуждаться в местной поддержке, предлагаемой властями. Однако виртуальная модель, очевидно, предполагает создание региональных и панглобальных компаний и консорциумов, где местные организации выступают в качестве посредников и поставщиков вспомогательных услуг и средств электронного доступа. В национальном масштабе зачатки этой модели можно увидеть в таких консорциумах, как Открытое учебное агентство Австралии и Открытый учебный фонд Соединенного Королевства. Другим примером может служить Национальный технологический университет, который стремится продвинуть свои телевизионные и компьютерные программы высшего технического образования из Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанский регион. Операторы кабельного телевидения в ряде азиатских центров рассматривают вопрос о создании "учебных каналов" в сотрудничестве не только с отечественными организациями дистанционного образования, но и с международными и коммерческими партнерами в области дистанционного обучения. Поначалу они могут действовать как обычное, кабельное телевидение и/или телевидение по запросу, но затем быстро перейдут к видеоконференцсвязи, компьютерной коммуникации и передаче в режиме он-лайн. Темпы эволюции этих систем непосредственно связаны с состоянием национальной технической инфраструктуры; непременным условием является надежная, бысродействующая, доступная и высококачественная ширина полосы частот.

    На международном уровне эта модель требует институционального партнерства, примером чего служит недавно образованный по инициативе Университета Южного Квинсленда консорциум, который привлек десять других организаций, предоставляющих дистанционное образование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Северной Америке, Африке и Европе, для разработки высшего курса дистанционного обучения на базе исключительно электронных средств. Каждый институт обеспечит местную поддержку в своей собственной стране или регионе и внесет свой вклад в разработку учебных материалов, используемых в интерактивном режиме (Тaylor, 1996). Другим примером, упомянутым выше, является организация Образование для Содружества (СOL), которая может превратиться в глобального посредника между курсами и местной системой поддержки и способствовать установлению контактов отдельных лиц и групп студентов с преподавателями и обечпечить их материалами, передаваемыми в основном электронными средствами. Модель виртуальных учебных систем также открывает замечательные возможности для развития партнерских отношений между государственными учебными заведениями, финансируемыми из общественных фондов, агентствами просвещения и частными корпорациями, чтобы ускорить создание учебной среды с привлечением как коммерческих, так и государственных электронных сетей.

    Культурное взаимопроникновение
    или гегемония в дистанционном образовании

    Как отмечает Дханараджан (1996), кибернетическое пространство не признает "территориальной охраны", как бы яростно ни выступали преподаватели в защиту своей традиционной роли. Не почитает оно и культурную самобытность, и существует явная угроза того, что мультимедийные продукты из богатых передовых стран, например из Соединенных Штатов Америки, благодаря своему объему и доступности будут подавлять местные культурные ценности и перспективы. Не случайно, что последние заявления о национальной культурной политике таких стран, как Австралия и Канада, нацелены на развитие крепкой самобытной индустрии средств мультимедиа, чтобы помочь противодействовать такому внешнему воздействию (Commonwealth of Australia, 1994; Government of Canada, 1995). Ирония в том, что эти мультимедийные отрасли промышленности сами пользуются поддержкой правительства в качестве новых экспортных возможностей. Не удивляет и то, что многие правительства в регионе с беспокойством следят за стремительным "вторжением" в эфир многонациональных телевизионных и телекоммуникационных корпораций и обдумывают, как ограничить влияние новых форм культурного колониализма.

    Интернационализация дистанционного образования в результате использования компьютерной связи и мультимедийного программного обеспечения курса обучения представляет реальный вызов делу сохранения местной культурной самобытности. Быстрый рост численности студентов, обучающихся за границей, за последние годы отразился в обширном исследовании проблем "культурного шока" и, в частности, процессов, связанных с изучением английского языка в академических целях, установлением единой терминологии на базе различных культурных представлений о преподавании и изучении и усвоением культурных традиций, нравов и истории других народов. Обычно само собой подразумевается, что приезжающий для международного обучения студент приспособит свои языковые и учебные навыки к условиям принимающей страны. Это привыкание занимает некоторое время, и только постепенно приходят к пониманию того, насколько необходимо преподавателям и местным студентам также научиться приноравливаться к различным стилям преподавания и обучения. Международное дистанционное образование, особенно на базе компьютерной коммуникации и мультимедийного программного обеспечения курса обучения, столкнется с тремя главными вопросами - язык, содержание и стиль преподавания и изучения.

    Язык. Основной язык Интернета, мультимедийных продуктов и программного обеспечения - английский, поэтому студентам дистанционного образования в виртуальных учебных системах, вероятно, необходимо разбираться в сложных командах на английском языке для академических целей, независимо от того, на каком языке ведется сам курс. Австралийский опыт с "заморскими" студентами свидетельствует о том, что большинство из них, по крайней мере на начальном этапе обучения в Австралии, нуждается в языковой помощи, ориентированной предпочтительно на лекционные материалы курса. Доклад Буньянате и Симкина (1996, р. 5) об опыте тайских аспирантов в австралийском университете вскрывает некоторые из этих вопросов:

    Все думают, что лучше всего они читают по-английски и что это лучший способ наверстать упущенное на лекциях и семинарах. Все признают, что это требует много времени, и многих серьезно расстраивает необходимость овладения нормативным английским языком для выражения своих мыслей. Содержание устных докладов, по-видимому, меньше всего беспокоит студентов, но все считают, что выразить свои мысли в устной форме - трудная задача. Все говорят, что если к ним не обращаются, то они обычно не участвуют в обсуждениях в классе.

    Там, где студенты во время обучения не выходят за пределы собственных языковых групп, несомненно, возникнет нужда в программах языковой подготовки в виртуальных учебных системах. Однако может быть так, что электронные средства помогут студентам обойти изложенные выше трудности и улучшить их знание второго языка так, чтобы они не теряли уверенности и не смущались в аудитории. Асинхронные связи позволяют студентам анализировать и составлять послания в свободное время с помощью словарей или другие вспомогательные пособия, что они и делают. Хорошо составленные мультимедийные материалы, сочетающие устное и письменное слово так, что студенты в состоянии следить за обоими одновременно, в визуальной обстановке могут также дать им возможность развивать свои языковые навыки в ходе изучения дисциплины.

    Содержание. Второй вопрос касается почти неизбежной культурной специфики в содержании курса и трудностей, которые испытывают авторы оригинальных текстов в признании зачастую едва уловимых культурных допущений, сделанных ими при составлении материала (Dhanarajan and Timmers, 1992). Можно ожидать, что учащиеся научатся со школьной скамьи выполнять задачу определенным способом, что они уже будут знать набор исторических фактов и что они проходят обстоятельную профессиональную практику. Серийно произведенное мультимедийное программное обеспечение курса, предназначенное для широкого рынка, вряд ли будет столь внимательным к вопросам культуры. Студенты дистанционного обучения нуждаются в доступных средствах местной поддержки при переводе и адаптировании содержания применительно к местным потребностям. Описанные выше международные модели дистанционного образования указывают пути решения этой проблемы. С другой стороны, Интернет предлагает чудесные возможности для обогащения знаний студентов понятиями, взятыми из многих культурных сфер, и для интернационализации любыми местными институтами своих учебных программ.

    Стиль преподавания и изучения. Третий вопрос связан с культурными посылками, лежащими в основе способа ведения преподавания и изучения, и способом их приспосабливания к компьютерной связи, при которой обучающиеся и преподаватели встречаются редко или никогда не встречаются. Было бы слишком упрощенно определять эти различия как противоречия западного и восточного стилей лекций; полезно проиллюстрировать эту проблему с помощью проведенного Баллард анализа различного интеллектуального наследия англо-австралийских и многих азиатских студентов, обучающихся в Австралии. Она определяет их как охватывающие континуум с двумя крайностями в подходах: основательная "сохранность" знаний и коренное их "расширение". Согласно "сохранной" традиции истина, знание и мудрость рассматриваются как уже укоренившиеся в прошлом в преданиях, закрепленные учеными, мудрецами или предками. Согласно расширительной традиции все знания подвергаются сомнению, опровержению и расширению; и не только возможно, но и вероятно, что дети будут мудрее, чем их предки [Ballard, 1989, р. 88].

    Баллард анализирует часто встречающиеся варианты подходов к чтению, вынесению интеллектуальных суждений, академическим стилям письма, плагиату и ожидаемым отношениям преподавателя и обучающегося и описывает замешательство, которое испытывают и обучающиеся и преподаватели, сталкиваясь с другими подходами. Не ясно, усугубит, затушует или, возможно, уменьшит эти трудности компьютерная коммуникация. Что происходит, когда аудиторные отношения переносятся в электронную среду, особенно если студенты находятся в двух или многих странах, принадлежат к различным культурам и привыкли к иным стилям обучения? Технологии не бывают нейтральными. Способы установления электронной почты, телеконференцсвязи или составления списков семинаров повлияют на формы взаимодействия и эффективность участия студентов в решении учебных задач и общении друг с другом. Нужно срочно провести исследование с целью выявления наиболее подходящих моделей для учебных программ, стилей обучения и методов оценки и обратной связи, которые будут необходимы в международной мультимедийной среде.

    Национальная политика и региональное сотрудничество

    Способность телекоммуникаций сокращать растояние ставит перед каждым правительством дилемму: как выполнить политическое требование о сохранении национальной самобытности и отстоять экономические и культурные интересы в то же время максимально использовать преимущества, которые могут дать новые технологии. Вопрос заключается не только в сохранности и защите, а и в том, чтобы сделать национальные культурные фонды, знания и просветительский опыт достоянием всего мира и содействовать международному взаимопониманию и торжеству разнообразия.

    В области дистанционного и других форм образования государственная политика и приоритеты в отношении использования мультимедиа будут значительно варьировать в зависимости от национального технического и экономического потенциала и существующей образовательной структуры. Имеются, однако, проблемы, которые каждому правительству в Азиатско-Тихоокеанском регионе необходимо будет решать на протяжении следующего десятилетия, для того чтобы расширить свои возможности и содействовать созданию и извлечению преимуществ глобального информационного сообщества путем организационных мероприятий в области преподавания и изучения. По образовательным и финансовым соображениям многие аспекты новых технологий лучше всего использовать путем организации коллективных акций. Трудности, которые порождают мультимедийные подходы в отношении учащихся, педагогического коллектива, учебных планов и организационной практики, повторяются повсюду и требуют сотрудничества в решении проблемы и повышении качественных показателей и рентабельности. Существующие модели дистанционного образования - открытые мегауниверситеты и ведущие организации, предоставляющие дистанционное образование, - служат важной основой для построения партнерских отношений внутри отдельных стран и между странами.

    Рамки национальной политики внедрения
    средств мультимедиа в дистанционное образование

    При создании наиболее благоприятной учебной среды и удовлетворении требований, предъявляемых электронной средой к авторскому праву и коммуникации, важно, чтобы правительства не ограничивались одними техническими и правовыми вопросами, рассматривая необходимые образовательные и культурные рамки электронной среды. В число этих вопросов входят следующие:

    Соответствие инфраструктуры и умений и навыков. Даже в технически развитых странах сравнительно немногие научные сотрудники и преподаватели в настоящее время обладают навыками ориентации в Интернете и мультимедийных программах и умением компетентно разобраться в проектировании и осуществлении курсов с использованием копьютеров в интерактивном режиме. В равной мере студенты (особенно старшие студенты, т.е. те, которым за 25!) не умеют использовать эти интерактивные технологии, даже если им удается получить доступ к ним. Во многих учебных заведениях желание разрабатывать и передавать курсы электронным путем опережает возможности инфраструктуры институтской сети. Та в свою очередь непосредственно связана с национальной инфраструктурой, которая пока еще неоднородна и чрезвычайно дорога в монтаже, содержании и модернизации. Поэтому важно, чтобы разработка национальной политики в этой области основывалась на строгом соответствии:

  • ифраструктуры сети, включая широкополосные мощности, и надлежащего программного обеспечения;
  • информационной инфраструктуры, включая доступ к национальным базам данных по учебным материалам, и национальных систем лицензирования авторскогох права;
  • умения преподавателей правильно использовать интерактивные средства мультимедиа при дистанционном и очном преподавании;
  • доступа студентов к соответствующим электронным технологиям и развития у них навыков их эффективного использования.

    Национальные рамки сотрудничества. Такого синхронного развития невозможно достичь без тесного сотрудничества между учебными заведениями, хранилищами культурных ценностей, научно-техническими учреждениями и телекоммуникационными компаниями. Национальные комиссии, представляющие такие органы, могут, на определенном уровне, контролировать и консолидировать политику и приоритеты. В рамках этой структуры необходимо также способствовать развитию более специализированного локализованного сотрудничества в составлении и производстве мультимедийных учебных программ, которые расширяют знания и культурные ресурсы нации и предоставляют свободный доступ к материалам для очень большого числа студентов по разумной цене. Две другие цели системы сотрудничества заключаются во внедрении образовательного опыта и национальной проблематики в глобальную виртуальную учебную среду и посредничество в примирении других культур и представлений.

    Развитие навыков у пользователя. Одна из наиболее распространенных и долгосрочных проблем при освоении информационных технологий состоит в выборе методики развития навыков их использования у преподавателей и студентов. Программы базовой подготовки - это только первый шаг; по мере того как пользователь глубже вникает в дело, ему также следует ознакомиться с более сложным программным обеспечением и средствами коммуникации. Кроме того, необходима подготовка в области урегулирования авторского права в электронной среде. При обсуждении проблем компьютерной связи и проекта мультимедийного курса говорилось о том, что преподаватели должны многому научиться, чтобы разрабатывать эффективные интерактивные и мультимедийные программы и внедрять эффективные методы взаимодействия со студентами. А студентам нужно будет освоить не только содержание их курсов, но и - по окончании обучения - методы поиска и использования информации. Партнерство в национальном масштабе необходимо, чтобы составить программы подготовки преподавателей и студентов, доступные в режиме он-лайн или благодаря разным другим методам дистанционного обучения, поскольку в этом нуждаются очень многие учебные заведения. Национальная сеть учебных центров окажет помощь этой программе.

    Цифровые базы данных. Национальные программы помогут установить порядок очередности для оцифровывания национальных коллекций литературных и музыкальных произведений, произведений искусства и т.п., доступ к которым создаст невиданные для работников просвещения возможности обогащать свои курсы и представлять национальные культуры и перспективы развития на глобальном образовательном рынке. Для обеспечения надлежащего доступа к материалам и их экспонирования потребуются государственные протоколы и стандарты гарантии качества мультимедийной продукции. Ряд организационных мероприятий позволит местным учреждениям свободно использовать некоторые или все базы данных и осуществлять сбор авторского гонорара за пользование ими другими лицами.

    Системы регулирования авторских прав. Возрастающая интеграция различных видов средств информации в отдельных продуктах (CD-ROM или он-лайновых) наглядно демонстрирует необходимость более простых и последовательных процедур для получения разрешений. Ввиду сложности мультимедийных образовательных материалов отдельный образовательный институт не в состоянии получить массу разрешений в индивидуальном порядке у владельцев авторских прав. Это слишком длительная, громозкая и дорогостоящая процедура. Установление национальных систем статутного лицензирования с едиными пунктами подачи заявок на получение бланкетных государственных разрешений и выплаты умеренных гонораров на основе согласованных в масштабе страны ставок также содействовало бы установлению электронных связей с партнерами в других странах, чтобы создать глобальную сеть для подтверждения санкций.

    Доступ к технологиям и учебной поддержке. Как отмечалось выше, многие страны в регионе уже имеют сети учебных центров, расположенных, как правило, в сельских и городских учебных заведениях. В будущем они вполне также могут базироваться в корпорациях и других организациях, объединяющих учащихся. Они могли бы образовать прочную основу для общенациональной сети, связанной не только с ключевыми национальными институтами, но и - с помощью элетронной коммуникации - между собой и с международными партнерами, т.е. они могли бы стать местными пунктами контроля в глобальной виртуальной открытой учебной системе. Темпы осуществления будут зависеть от национального развертывания телекоммуникационной инфраструктуры. Цель ее заключается в создании сети центров, в каждом из которых имеется компьютерный накопитель с общими межпрограммными средствами сопряжения для поддержки компьютерной связи и доступа в Интернет (а возможно, они будут связаны с национальными кассирами, производящими расчеты за использование данных из международных источников). Учебный центр обеспечивает отдельному учащемуся необходимую поддержку на местах и обучение, которое, преодолев расстояние и барьеры культур, позволяет студенту воспользоваться глобальными источниками информации и учебными возможностями. Вероятно, большинство студентов в развивающихся странах смогут получить доступ к электронным сетям, если они воспользуются услугами учебного центра. Однако постепенно все большее число учащихся будет устанавливать связи посредством компьютеров, имеющихся на работе или дома. Ряд учебных центров затем образует национальную сеть для создания недорогостоящих каналов связи между отдельными личностями.

    Системы зачета успеваемости. При распространении курсов, доступных в электронной форме из любого места земного шара, отдельные институты окажутся не в состоянии оценивать академические достоинства каждого курса в отдельности. Однако под нажимом студентов, институтов, служащих и прочих лиц ускорится и облегчится процедура зачета успеваемости. Правительства могут взять на себя инициативу по созданию национальных систем зачета успеваемости, которые упростят и систематизируют методы выдачи удостоверений о прохождении курсов через Интернет (либо очно, либо более традиционными средствами дистанционного образования).

    Рамки регионального сотрудничества

    Повсюду в регионе национальные правительства начинают рассматривать эти и связанные с ними технические, экономические и социальные вопросы, с тем чтобы разработать свой вариант "информационного общества". Общая суть многих этих проблем наводит на мысль о том, что региональное сотрудничество может помочь распределить нагрузку и расходы и улучшить результаты. Единой целью стало бы создание виртуальной учебной среды на базе программного обеспечения курса, разработанного для себя странами - членами региона и доступного за его пределами. К областям, которые чрезвычайно важны в плане сотрудничества, относятся:

    Производство и распределение программного обеспечения курсов - например, в областях, вызывающих озабоченность международной общественности: охрана окружающей среды, здравоохранение, подготовка преподавателей и сельскохозяйственное развитие. Эти программы будут опираться на обилие информации в национальных базах данных и предоставляться через региональный "банк" электронных материалов, возможно в сотрудничестве с международными организациями, такими, как Образование для Содружества. Статутное лицензирование разрешений на авторское право посредством региональных соглашений, которые упрощают и стандартизируют процессы ведения учета и денежных сборов и учреждают национальные электронные пункты, как об этом говорилось выше. Региональные или двусторонние соглашения, которые стремятся свести к минимуму авторско-правовые издержки учебных заведений, особенно при получении доступа к национальным информационным и культурным ресурсам. Региональные или двусторонние соглашения о доступе к преобразованным в цифровую форму национальным базам данных и другим информационным источникам, используемым партнерами в сфере образования при разработке мультимедийного и диалогового программного обеспечения курса. Региональные электронные узлы подключения сетей учебных центров для оказания поддержки учащимся, т.е. создание региональной виртуальной учебной системы на базе местных учебных центров. Чем выше степень совместимости программного обеспечения и возможноть установления связи, тем легче каждому национальному партнеру регулировать такую систему. Разработка совместимых технических стандартов и процессов обеспечения качества, которых следует придерживаться при создании в стране таких сетевых инфраструктур, которые позволят государствам обеспечить конкурентоспособные в международном масштабе образовательных программ для виртуальной учебной среды. Программы курсов усовершенствования кадров для подготовки преподавателей в области разработки и передачи учебных программ с использованием электронных ресурсов или обучением непосредственно в режиме он-лайн. Региональная программа составит единое целое с работой по установлению партнерских отношений между государствами, о чем уже говорилось выше. Проведение исследований - несмотря на большое количество теоретических работ о новых технологиях, мало проводится долговременных исследований о последствиях глобализации учебных планов для обучающихся, их социального окружения и их подходов к обучению или о том, как проходит обучение в обстановке, стимулирующей непрямолинейное мышление и аргументацию. Срочно необходимо уяснить, каким образом помогает и мешает обучению интерактивность в электронной среде, особенно в условиях различных культур, и затем соответственно адаптировать и оценить проект учебного плана.

    Выводы

    Развитие технологии электронной коммуникации и появление национальных сетей и Интернета постепенно создают возможность использовать методы дистанционного образования для обучения очень большого числа людей не только внутри страны, но и пересекая национальные и культурные границы. Эти технологии являются движущей силой (хотя и не единственной) в деле всестороннего преобразования характера и практики обучения, и наряду с педагогическими, финансовыми и политическими вопросами необходимо решить проблемы генеративного и культурного характера. (Слово "постепенно" имеет важное значение, потому что существует значительный разрыв между существующими технологиями, национальными финансовыми возможностями и умением отдельных лиц использовать их для эффективного преподавания и обучения.) Даже наиболее технически развитые страны сталкиваются с грандиозными задачами подготовки преподавательского состава в области разработки образовательных программ на базе компьютеров и внедрением соответствующих технологий в учебные планы. Они также сталкиваются с огромными проблемами, стремясь создать условия для отработки учебных навыков учащихся с помощью электронных технологий и предоставления им за приемлемую плату надежного доступа к местным и международным сетям. Эти проблемы невозможно быстро решить, несмотря на безудержную скорость развития собственно технологий и индустрии средств мультимедиа.

    Эта конференция рассматривает вопросы авторского права и коммуникаций в информационном обществе. В данной статье внимание сосредоточено на тех аспектах проблем, которые имеют значение для педагогических кадров в области дистанционного образования, которые используют преимущества новых мультимедийных технологий. Эти технологии создают предпосылки для развития новых образовательных парадигм, объединяющих аудиторное и дистанционное преподавание и устанавливающих беспрецедентные партнерские отношения работников просвещения друг с другом, правительством и отраслью. Как утверждает Дханараджан (1996), дистанционное образование в будущем будет касаться "численности студентов и экономических отношений, выбора обучающегося и автономии, мобильности рабочих мест и людей, взрыва знаний и технологии, а также взаимозависимости и универсализации". Однако он также утверждает, что, "если мы будем исходить из предположения, что образование более, чем какой-либо другой фактор, может стать подлинным водоразделом между богатством и нищетой, здоровьем и недомоганием, сохранением и разрушением, национальным единством и рознью, тогда в следующем десятилетии выравнивание образовательных возможностей должно быть приоритетным направлением". Информационное общество очень легко может стать еще одним средством увековечения неравенства. Это будет самая большая из существующих проблем при построении виртуальных учебных систем для информационного общества.


    Примечания

    [1]. Благодарю коллег Джона Кармайкала и Кэти Девис из Университета Южной Австралии за их советы по этому разделу, который в значительной мере опирается на материал, подготовленный Джоном Кармайкалом в 1996 г. для университетсткой рабочей группы по интеллектуальной собственности и всемирной компьютерной сети.
    [2]. Цель COL как агентства Содружества Наций, базирующегося в Ванкувере, заключается в содействии обмену курсовыми материалами и разработке новых курсов в тех областях, где существует общая потребность, развитии у персонала навыков дистанционного обучения, стимулировании мобильности и выбора учащихся, а также оказании помощи в повышении качества образования в государствах-членах. Замечания взяты из рабочих документов СOL 1996 г. с разрешения президента, Дато д-ра Г. Дханараджана.


    Библиография

    Ballard, B. 1989. Overseas Students and Australian Academics: Learning and Teaching Styles. In: B. Williams (ed.), Overseas Students in Australia: Policy and Practice, pp. 87-98. Canberra, International Development Program of Australian Universities and Colleges.
    Barlow, J.P. 1994. The Economy of Ideas - A Framework for Rethinking Patents and Copyrights in the Digital Age (Everything You Know about Intellectual Property is Wrong). WIRED, Issue 2.03, March. URL: http://www.hotwired.com/wired/2.03/features/economy.ideas.html
    Bates, A.W. 1994. Educational Multimedia in a Networked Society. Open Praxis, Vol. 2. -. 1995. Technology, Open Learning and Distance Education. London, Routledge.
    Boonyanate, N.; Simkin, K. 1996. Adapting Australian Universities to International Students: A Case Study of Thais. University of Sydney, July. Документ, представленный девятому Всемирному конгрессу обществ сравнительного образования.
    BSEG (Broadband Services Expert Group). 1994. Networking Australia's Future. Australian Government, Canberra, December. Заключительный отчет министру по коммуникации и искусству.
    ССG (Copyright Convergence Group). 1994. Highways to Change: Copyright in the New Communications Environment. Canberra, Australian Government Publishing Services, August. Отчет Группы по согласованию вопросов авторского права министру юстиции.
    CETUS (Consortium for Educational Technology for University Systems). 1955. Fair Use: A Statement of Principle. URL: http://www.cetus.org/fairindex.html
    Commonwealth of Australia. 1994. Creative Nation. Commonwealth Cultural Policy. Canberra, October.
    Deakin University (L. Moran, J. Bottomley, J. Hont, J. Calvert). 1993. Electronic Facilities Network to Enthance Tertiary Open Learning Services. Canberra, Department of Employment, Education and Training. (Occasional Papers series.)
    Dhanarjan, G. 1966. New Technology: Student Learning and Support. Sydney, October. Вступительное слово на пятой Азиатско-Тихоокеанской конференции по делам студентов.
    Dhanarjan, G.; Timmers, S. 1992. Transfer and Adaptation of Self-instructional Materials. Open Learning, Vol. 7, No. 1, February, pp. 3-1.
    Dyson, E. 1995. Intellectual Value. WIRED, Issue 3.07, July. URL: http://www.hotwired.com/wired/archive//dyson.html
    International Council for Distance Education. 1996. The Educational Paradigm Shift. Norway, June. Доклад Рабочей комиссии Международному совету по дистанционному образованию при Постоянном комитете президентов (председатель: Джеймс Холл).
    Kerr, D. 1955. Copyright Protection in the Asia Pacific. Sydney, Copyright Agency Ltd, January. Открытое обращение к Конференции по авторскому праву в Азиатско-Тихоокеанском регионе: репрография и цифровое копирование.
    Kitigawa, Z. 1995. Copymart: A Proposal for a Copyright Market Based on Contract. Proceedings of Conference on Copyright in the Asia Pacific Region: Reprography and Digital Copying. International Federation of Reproduction Rights Organizations, pp. 184-198. Sydney, Copyright Agency Ltd.
    Lyman, P. 1955. Copyright and Fair Use in the Digital Age: QA with Peter Lyman. Educom Review, January/February. URL: http://www.educause.edu
    Moran, L. 1993. Genesis of the Open Learning Institute of British Columbia. Journal of Distance Education. Vol. 8, No. 1, pp. 43-70.
    -. 1995. National Policy Frameworks to Support the Integration of Information Technologies into University Teaching/Learning. Victoria, Deakin University. Отчет Поисковой конференции, уполномоченной Департаментом занятости, образования и профессиональной подготовки Австралийского Союза.
    -. Flexible Learning: Convergence at Work. Moncton, Canada, May. Отчет, представленный на Конференции Канадской ассоциации дистанционного образования.

    Moran, L.; Mugridge, I. 1993. Collaboration in Distance Education. London, Routledge.
    Nipper, S. 1989. Third Generation Distance Learning and Computer Conferencing. In: R. Mason and A. Kaye (eds.), Mindweave: Communication, Computer and Distance Education. Oxford, Pergamon Press.
    Nunan, T. 1994. Flexible Delivery - A Discussion of Issues. Flexible Learning Centre, University of South Australia.
    Open Training and Education Network (OTEN). Technology Survey Report (ed.: L. Tkal). Sydney, NSW Department and Further Education.
    Postment, N. 1985. Amusing Ourselves to Death: Public Discource in the Age of Show Business. New York, Penguin Books.
    -. 1993. Technology: The Surrender of Culture to Technology. New York, Vintage Books.

    Ramsden, P. 1994. Learning to Teach in Higher Education. London, Routledge.
    Ricketson, S. 1995. The International Legal Environment: National Laws and the Berne Convention. Sydney, Copyright Agency Ltd, January. Документ, представленный на Конференции по авторскому праву в Азиатско-Тихоокеанском регионе: репрография и цифровое копирование.
    Simpson, S. 1994. Review of Australian Copyright Collecting Societies. Canberra. Отчет министру по коммуникации и искусству и министру юстиции.
    Taylоr, J.C. 1996. Perspectives on the Educational Uses of Technology. Lillehammer, Norway, June. Отчет, подготовленный для Международного совета по дистанционному образованию при Постоянном комитете президентов.
    US National Information Infrastructure Task Force. 1995. Intellectual Property and the National Information Infrastructure. September. Отчет Рабочей группы по правам интеллектуальной собственности. URL: http://www.uspto.gov/niiip.html


    * - Copyright Bulletin, Vol. XXXIII, No. 2, 1999
    ** - Автор [Louise Moran] - председатель Ассоциации непрерывного обучения, Канберра, Австралия. Настоящий доклад был подготовлен для Комитета экспертов по авторским правам в информационном обществе, заседание которого было организовано ЮНЕСКО в Дели, Индия, с 25 по 29 ноября 1996 г.

  • © Prologo 2002
    Пишите нам: info@prologo.ru  Телефон в Москве:
    995-6967, 995-6955