PRO:LOGO / Реальные гарантии защиты / Наш телефон: 995 6967, 995 6965
Юридическая компания Prologo оказывает правовые услуги и проводит ликбез.
правовой ликбез
фемида
эксклюзивные заметки Ирины Тулубевой
международный трибунал

Производители фонограмм

  • Права производителей фонограмм по закону РФ
  • Права производителей фонограмм по Римской конвенции
  • Права производителей фонограмм по закону РФ
  • Другой субъект исключительных прав по Закону РФ «об авторских и смежных правах » - производитель (изготовитель) фонограммы. Это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков (абз.8 статья 4). Иначе говоря, данная норма позволяет заключить следующее:

    а) производителем фонограммы может быть как физическое, так и юридическое лицо;

    б) это лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за изготовление фонограммы, то есть такое лицо, которое записывает фонограмму или заказывает ее запись, обеспечивает финансирование и осуществляет урегулирование вопросов правомерного использования произведений и исполнения, записываемых на фонограмму;

    в) это лицо, которое осуществляет первую запись исполнения или других звуков. Таким образом, лицо, которое изготавливает первичные записи, а не первый тираж фонограмм, не является производителем фонограмм. Оно выступает только в качестве пользователя фонограммы. Не является производителем фонограмм и лицо, которое непосредственно осуществляет технические операции в связи с фиксацией звуков на фонограмме - звукорежессер, если только оно не обладает всей суммой признаков, характеризующих производителя фонограммы;

    г) для того, чтобы лицо могло быть признано производителем фонограмм в смысле Закона с вытекающими из этого правами, фонограмма должна быть правомерно изготовлена.

    Объектом исключительных прав производителей фонограмм являются изготовленные ими фонограммы. В этом качестве:

    а) фонограмма представляет собой любой материальный носитель, на котором содержится запись исключительно звуков;

    б) предметом записи на фонограмме являются как исполняемые артистами-исполнителями произведения, так и любые другие звуки;

    в) для того, чтобы попадать под действие исключительных прав, фонограмма должна быть правомерно изготовлена.

    Производитель фонограмм обладает правами по критерию российского гражданства/местонахождения производителя фонограммы (п.2 статьи 35) независимо от того, где была записана и опубликована фонограмма.

    Права производителя фонограмм представляют собой установленные в Законе исключительные правомочия по использованию фонограмм способами, указанными в Законе, включая право на вознаграждение, а также право на вознаграждение, когда разрешение производителя фонограммы на использование его фонограммы не требуется, но выплачивается вознаграждение.

    Производители фонограмм по Закону имеют следующие исключительные права (статья 38):

    1. В отношении его фонограммы ему принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме. Это правомочие в той же форме свойственно и другим субъектам авторского, патентного и смежных прав. Важным отличием является отсутствие каких-либо оговорок, ограничивающих права производителя фонограмм, подобно тому, как этих оговорок нет и у автора произведения;

    2. Исключительное право на воспроизведение фонограммы, то есть изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе. Это право также присутствует у автора, изобретателя и артиста-исполнителя;

    3. Исключительное право переделывать или любым образом перерабатывать фонограмму. Это право, как следует предполагать, ограничивается правом автора и правом исполнителя на защиту произведения и исполнения от искажения и иного посягательства (правом на защиту репутации);

    4. Исключительное право на распространение фонограмм, их продажу, сдачу в прокат и т.д. После продажи экземпляров правомерно опубликованной фонограммы допускается их дальнейшее распространение без согласия производителей фонограммы и без выплаты вознаграждения. Однако право на сдачу в прокат экземпляров фонограммы продолжает принадлежать производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры. Право на распространение имеют автор и изобретатель, но не имеет артист-исполнитель;

    5. Исключительное право на импорт экземпляров фонограмм в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

    Сущность и принципиальные особенности права на импорт состоят к следующему. Отечественный производитель фонограммы либо лицо, пользующееся охраной на территории России, как правило, не имеет достаточно возможностей контролировать факты воспроизведения фонограммы за пределами территории России и ввоз на ее территорию экземпляров фонограмм, которые на ней не предназначались для распространения. Законодатель, предоставляя такое право производителям фонограмм, обеспечивает их интересы от ввоза на территорию России пиратских экземпляров фонограмм, экземпляров фонограмм, которые были правомерно изготовлены по договору, но не должны были распространяться в России.

    Вышеуказанные права на использование фонограммы включают в себя и право на вознаграждение.

    6. Право на вознаграждение в случае, если экземпляры правомерно опубликованной в коммерческих целях фонограммы используются для публичного исполнения или передачу в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю (п.1 статья 39), то есть разрешение производителя фонограммы в этих случаях использования не требуется, однако на вознаграждение он имеет право.

    Правовая конструкция осуществления смежных прав производителями фонограмм закреплена в п.2 статьи 36 Закона. Производитель фонограмм осуществляет свои права по Закону в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме произведения.

    Таким образом, производитель (изготовитель) фонограмм обладает максимально широким перечнем исключительных прав, естественно ограниченным договорными отношениями с первоначальными правообладателями. Кроме того, оговорки презумпции уступки прав артистами-исполнителями, содержащиеся в статье 37 Закона об авторских правах, изначально устанавливают приоритет интересов производителей фонограмм перед артистами-исполнителями. Исключительность прав производителя фонограмм является наибольшей по сравнению с правами других субъектов смежных прав и по уровню исключительности близка к правам автора.

  • Права производителей фонограмм по Римской конвенции
  • Под «производителем фонограмм» в Римской конвенции понимается «физическое или юридическое лицо, которое первым осуществило запись исполнения или других звуков» (статья 3 «в»).

    Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что производитель фонограммы - это физическое или юридическое лицо, которое впервые зафиксировало «живое» исполнение и другие звуки на материальный носитель. Причем производителем фонограммы является не обязательно то лицо, которое непосредственно совершает технические операции в связи с фиксацией исполнения или других звуков на материальный носитель. Производителям фонограмм в смысле, содержащемся в определении Конвенции, следует считать лицо, которое обеспечивает организационно-правовое и финансовое обеспечение записи исполнения.

    Производитель фонограмм пользуется по Конвенции правами в отношении изготовленных им фонограмм.

    Фонограмма является объектом прав и означает любую исключительную звуковую запись какого-либо исполнения или других звуков (статья 3 «с»).

    Одно из условий, установленных для получения прав, относится к производителям фонограмм, другое - к самим фонограммам.

    В соответствии со статьей 5, каждое Договаривающееся Государство предоставляет производителям фонограмм национальный режим охраны при соблюдении любого из следующих условий:

  • производителем фонограммы является гражданин другого государства-участника - критерий гражданства производителя;
  • запись звука осуществлена в другом государстве участником - критерий места первой записи;
  • фонограмма впервые опубликована в другом государстве участнике - критерий места публикации.
  • Государство, становясь участником Конвенции, может заявить, что оно не будет применять критерий место публикации или, альтернативно, критерий места первой записи статья 5 п.3. В том случае, если государство по состоянию на 26 октября 1961 года предоставляло охрану производителям фонограмм исключительно на основе критерия места первой записи, оно может заявить, что для целей статьи 5 оно будет применять лишь критерий первой записи.

    Производители фонограмм в соответствии со статьей 10 Конвенции пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм, то есть воспроизведение одного или более экземпляров фонограмм.

    В остальном правомочия производителей фонограмм, установленные Конвенцией, дублируют права артистов-исполнителей.

    В принципе возможен весьма значительный перечень прав производителей фонограмм, имеющих исключительный характер. К ним относятся права на воспроизведение, на распространение, на импорт, на экспорт, право переделывать (перерабатывать) фонограмму, право на публичное исполнение, на передачу в эфир, на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на вознаграждение за публичное исполнение, за передачу в эфир, за сообщение для всеобщего сведения по кабелю.

    Когда при публичном исполнении, передаче в эфир, сообщении для всеобщего сведения по кабелю используется правомерно опубликованная в коммерческих целях фонограмма, то для ее использования не требуется согласие производителей фонограмм, однако выплачивается авторское вознаграждение.

    Таким образом, непосредственно в Конвенции закреплено единственное правомочие производителей фонограмм - право на воспроизведение, сохраняющее согласно своей формулировке («запрещать» и «разрешать») действительно исключительный характер. В остальном в соответствии с принципами национального режима права производителей фонограмм устанавливается в объеме, порядке и на условиях каждого конкретного государства-участника Конвенции. Кроме того, Конвенция дает возможность в соответствии с п.1 статьи 16 делать оговорки в отношении статьи 12, о которых говорилось выше, что ограничивает реальное содержание прав производителей фонограмм при повторном использовании фонограмм.

    В Римской конвенция выбрано единственное из множества возможных исключительных прав. В силу этого уровень исключительности прав производителей фонограмм можно определить как еще меньший, чем права артистов-исполнителей, но при этом подчиняющий их себе.
    © Prologo 2002
    Пишите нам: info@prologo.ru  Телефон в Москве:
    995-6967, 995-6955