PRO:LOGO / Реальные гарантии защиты / Наш телефон: 995 6967, 995 6965
Юридическая компания Prologo оказывает правовые услуги и проводит ликбез.
правовой ликбез
фемида
эксклюзивные заметки Ирины Тулубевой
международный трибунал

Артисты - исполнители

  • Права артиста-исполнителя по закону РФ
  • Права артиста-исполнителя по Римской конвенции
  • Права артиста-исполнителя по закону РФ
  • По Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» исполнителем, как субъектом смежных прав, является актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер (абз.10 статья.4).

    Определение артиста-исполнителя, как это видно, не содержит исчерпывающего перечня категории исполнителя, а также способов исполнения. Определяющее значение имеет то обстоятельство, что исполняться должно произведение, которое можно отнести к произведениям литературы или искусства.

    В целом в Законе воспринимается содержащееся в Римской конвенции определение, и, кроме того, российский Закон рассматривает артистов, исполняющих эстрадный, цирковой или кукольный номер, как артистов-исполнителей. Тем самым перечень субъектов смежных прав становится более широким.

    Права артистов-исполнителей распространяются на их исполнение или постановки. По Закону «Об авторском праве...» исполнение — это представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком) (абзац 9 статья 4). Оно означает исполнение артистом-исполнителем произведения литературы и искусства. Важным условием предоставления субъекту исполнения смежных прав является соблюдение прав автора исполняемого произведения (п.3 статья 36).

    Это определение носит общий характер, распространяется не только на артиста-исполнителя, но и на исполнение фонограмм, аудиовизуальных произведений и др. и не отражает характерных черт артистического исполнительства как объекта исключительных прав.

    Исполнение как объект смежных прав обладает особенными существенными свойствами, подобными литературному, художественному и научному произведению, а также изобретению. Оно имеет самостоятельное экономическое, социальное и культурное значение по отношению к исполняемому произведению, хотя и связано с сохраняемым авторским правом на произведение. Исполнение является результатом творческой деятельности артиста, имеет личностное начало и отражает индивидуальность исполнителя. В законодательных нормах, посвященных авторскому и патентному праву, эти черты выступают как основополагающие признаки исключительных прав.

    Артист может стать субъектом исключительных прав в случае, если он является гражданином России, а также, если исполнение или постановка записаны на охраняемую по Закону фонограмму. Это значит, что производитель этой фонограммы должен быть гражданином России или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории России, либо фонограмма должна быть впервые опубликована на территории России (пп. 3, п.1 статья 35). Для предоставления исключительных прав используется, таким образом, критерий гражданства артиста-исполнителя и/или критерий места первой публикации.

    Артист-исполнитель имеет также исключительные права в том случае, если исполнение или постановка включены в охраняемую передачу в эфир или передачу по кабелю. Такую передачу в эфир или передачу по кабелю осуществляют организации, имеющие официальное местоположение на территории России, и с помощью средств передачи, расположенных на территории России.

    Исключительные права исполнителя включают, прежде всего, личные неимущественные права, к которым относятся право:

  • на имя (пп.1 п.1 статьи 37). Содержание этого правомочия закон не детализирует. При учете специфики исполнения право исполнителя на имя представляет собой его право осуществлять исполнение под своим подлинным именем, под псевдонимом или без обозначения имени, анонимно;
  • разрешать исполнение, использовать исполнение, зафиксированное на материальном носителе, любым способом под своим подлинным именем, под псевдонимом или без обозначения имени (анонимно);
  • на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя (подпункт 2, п.1 статья 37).
  • Такого правомочия нет у артиста-исполнителя, он не может признаваться лицом, осуществившим исполнение или постановку произведения, и, следовательно, не обладает правом авторства исполнения.

    Законом не предусмотрено закрепление за артистом-исполнителем права авторства и права на обнародование исполнения, выражающегося в его возможности обнародовать самому или разрешить обнародовать другим лицам свое исполнение, зафиксированное на материальном носителе в любой форме. Эти права являются необходимым условием последовательного формирования исключительности прав исполнителей на результаты такого же творческого труда, как и труд авторов литературных, художественных и научных произведений, программ, изобретений, моделей и пр.

    Другая область исключительных правомочий - имущественные права. Это права артиста-исполнителя осуществлять или разрешать осуществлять использование исполнения или постановки способами, указанными в Законе «Об авторстве...», включая право на вознаграждение (а также право на вознаграждение, когда разрешения артиста-исполнителя на использование его исполнения не требуется, но уплачивается вознаграждение). Согласно п.2 статьи 37 Закона артист-исполнитель имеет исключительные права осуществлять или разрешать осуществлять определенные действия, причем, согласно п.3 той же статьи на них накладываются ограничения. Артист исполнитель имеет право:

  • передавать в эфир или для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку. Однако это не распространяется на случаи, если исполнение или постановка ранее были переданы в эфир, или для трансляции используется их запись;
  • записывать ранее не записанные исполнения или постановку, то есть фиксировать «живое» исполнение или постановку на материальные носители;
  • воспроизводить запись исполнения или постановки, то есть изготавливать экземпляры той записи, на которой зафиксировано исполнение.
  • Право на воспроизведение исполнения или постановки не распространяется на случаи, если их первоначальная запись была произведена с согласия артиста-исполнителя и воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие. Последующая передача исполнения (постановки) и/или их запись организациями эфирного или кабельного вещания должна быть прямо предусмотрена договором артиста-исполнителя с организацией, и в этом случае не требуется специального разрешения для последующей передачи.

    В том случае, если заключен договор между исполнителем и изготовителем аудио-визуального произведении на создание аудио-визуального произведения, это влечет представление ему вышеперечисленных прав исполнителем.

    Точно также права артиста-исполнителя включают право сдавать напрокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, которая содержит запись исполнения или постановки с участием исполнителя. При заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму указанное право переходит производителю фонограммы, а исполнитель при этом сохраняет право на вознаграждение за сдачу напрокат экземпляров этой фонограммы (статья 39). Это право может быть реализовано через одну из организаций, управляющих правами артистов-исполнителей и производителей фонограмм на коллективной основе.

    Презумпция уступки артистами-исполнителями прав производителям фонограмм и вещательным организациям, а также многочисленные оговорки в статье 37, ограничивают реальное содержание прав артистов-исполнителей. Положение статьи 37, относящееся к имущественным правам артистов-исполнителей, устанавливает более приоритет охраны интересов производителей фонограмм и вещательных организаций перед артистами-исполнителями, нежели охрану интересов самих артистов. Надо отметить, что у артистов-исполнителей отсутствует право на распространение экземпляров записи исполнения.

    В статье 39 Закона «Об авторском праве...» предусматриваются права артистов-исполнителей на вознаграждение за случай повторного исполнения их исполнений, содержащихся на фонограммах. Однако статья 39 не предусматривает права артистов-исполнителей на вознаграждение в отношении повторного использования исполнения, зафиксированного на материальные носители:

    при публичном исполнении, а также при передаче для всеобщего сведения по кабелю видео или аудиовизуальных записей, которые не исчерпывается аудиовизуальными произведениями, охватывая их; при публичном исполнении, а также при передаче в эфир или для всеобщего сведения по кабелю аудиовизуальных произведений.

  • В целом исключительный характер прав артистов-исполнителей в российском законодательстве присутствует в весьма значительной мере, выше среднего. Однако права артистов-исполнителей должны иметь действительно исключительный характер и не сопровождаться никакими оговорками и презумпциями передачи прав. Исключение могут составлять только аудиовизуальные произведения, характер которых (множественность авторов и исполнителей единого произведения) диктует необходимость единого режима использования в сочетании с закреплением имущественных гарантий для артистов-исполнителей в связи с их последующим использованием.
  • Права артиста-исполнителя по Римской конвенции
  • Одним из субъектов прав, по Конвенции, является артист-исполнитель. Это понятие не включает в себя артистов цирка, артистов варьете, артистов-кукловодов. В более широком смысле он используется в законах ряда государств и включает в себя указанные и некоторые другие категории артистов-исполнителей. В соответствии с этим, как предусмотрено статьей 9 Конвенции, исключительные права артистов-исполнителей распространяются по Конвенции и на артистов, которые не исполняют литературные или художественные произведения, то есть и на указанные категории артистов.

    Объектом прав, по Конвенции, в отношении артистов-исполнителей являются их исполнения. Определения исполнения в Конвенции не содержится, однако понятие «исполнение» можно вывести из содержащегося в Конвенции определения «артист-исполнитель» (ст.3 «а»). В соответствии с ним исполнением следует считать действие лица, который играет роль, поет, читает, декламирует, исполняет или иным образом участвует в исполнении литературных или художественных произведений.

    В соответствии со ст. 4 Конвенции, каждое Договаривающееся Государство предоставляет национальный режим охраны артистам-исполнителям при соблюдении одного из следующих условий:

    а) исполнение имеет место в другом Договаривающемся Государстве;

    b) исполнение включено в фонограмму, охраняемую в соответствии со статьей 5 настоящей Конвенции, регулирующей охрану прав производителей фонограмм в отношении произведенных ими фонограмм.

    Тем самым Конвенция придает права иностранным артистам-исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям и не распространяется на собственных граждан государств - участников Конвенции.

    Само содержание исключительных прав заключается в том, что согласно статье 7 Конвенции, артисты-исполнители имеют возможность предотвращать осуществление без их согласия передач в эфир или для всеобщего сведения их исполнения. Здесь исключаются случаи, когда исполнение, используемое для передачи в эфир или для всеобщего сведения, уже было передано в эфир или осуществляется с использованием записи исполнения.

    Это правомочие распространяется на «живое» исполнение артиста. К таким случаям следует отнести непосредственную передачу исполнения из студии, а также трансляцию исполнения (концертов, представлений и других) с места его непосредственного осуществления.

    Правомочие имеет реальное значение в тех случаях, когда такое первое исполнение организует не сама вещательная организация. Тогда артисты-исполнители на договорных началах могут отстаивать свои интересы. При передаче «живого» исполнения артиста в эфир, естественно, необходимо его физическое присутствие, что предполагает согласие артиста-исполнителя. То же относится и к случаю, когда исполнение для цели передачи в эфир организует вещательная организация. Однако если исполнение осуществляется не в студии вещательной организации, а также если исполнение организует не вещательная организация, то для его передачи в эфир необходимо согласие артиста-исполнителя, и тогда это правомочие, безусловно, имеет важное значение для формирования исключительного характера прав артиста-исполнителя.

    Артисты–исполнители согласно статье 7 Конвенции имеют возможность предотвращать осуществление без их согласия записи исполнения, которое не было предметом записи, иначе говоря, предотвращать первое осуществление записи исполнения на любой материальный носитель.

    Точно также они имеют возможность предотвращать воспроизведение без их согласия записи их исполнения:

  • если первоначальная звуковая запись была осуществлена без их согласия. Например, первоначальная запись была осуществлена без их разрешения во время концерта;
  • если воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые артисты-исполнители дали свое согласие. Например, запись осуществлялась исключительно для изготовления в последующем тиража фонограмм, а использование предполагается путем включения в звуковую дорожку при изготовлении тиража видеофильмов;
  • если первоначальная запись осуществлена в соответствии с положениями статьи 15, предусматривающей исключение из гарантируемой Конвенцией охраны, а воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, которые указаны в этих положениях.
  • Права, предоставляемые артистам-исполнителям, выступают в виде «возможности предотвращать». Этим они существенно отличаются от формулировки исключительных прав - «имеет исключительное право запрещать», «имеет исключительное право разрешать». Они не носят исключительного характера, в отличие от права разрешать или запрещать, предоставляемого производителям фонограмм (статья 10) и вещательным организациям (статья 13).

    Статья 7 не содержит положений, направленных на охрану их личных неимущественных прав. В то же время большинство государств, устанавливающих охрану смежных прав, в том или ином объеме закрепляет за артистами-исполнителями личные неимущественные права.

    В рамках статьи 7 не предусмотрены права артистов-исполнителей, возникающие в связи с передачей их исполнений для всеобщего сведения по кабелю.

    Содержащиеся в статье 7 оговорки, представляющие собой средство так называемой «балансировки интересов» правообладателей, фактически устанавливают приоритет интересов более сильных в экономическом отношении производителей фонограмм и вещательных организаций. Более того, даже в отношении предусмотренного статьей 7 минимума охраняемых прав артистов-исполнителей предусматривается следующее (статья 19): если артистом-исполнителем дано согласие на включение своего исполнения в запись изображения или запись изображения и звуков, то есть в аудиовизуальные произведения, статья 7 перестает применяться. Статья 19 Конвенции полностью направлена на защиту интересов изготовителей аудиовизуальных произведений.

    Основанием для установления охраны прав артистов-исполнителей является творческий характер их исполнения. Безусловно, они имеют основания для закрепления за ними исключительных правомочий имущественного и неимущественного характера и способы реального обеспечения имущественных интересов артистов-исполнителей в отдельных случаях использования исполнения. Однако, фактически они поставлены в подчиненное (зависимое) положение по отношению к правам производителей фонограмм и вещательных организаций, чья деятельность преимущественно носит технический характер.

    В статье 7 не предусматривается право на распространение экземпляров записей, содержащих исполнения.

    Необходимость выплаты вознаграждения за случаи так называемого «повторного использования исполнений», то есть зафиксированных на материальных носителях исполнений после того, как они правомерно были введены в гражданский оборот, предусмотрено статье 12. В соответствии с этой статьей на пользователя возлагается обязанность выплачивать вознаграждение артистам-исполнителям или производителям фонограмм, или им обоим разовое справедливое вознаграждения в случаях передачи в эфир или передачи для всеобщего сведения опубликованной в коммерческих целях фонограммы или записи, осуществленной с этой фонограммы.

    Безусловно, статья 12 имеет существенное значение для формирования исключительного характера прав артистов-исполнителей. Однако статья 16 предусматривает возможность делать оговорки, ограничивающие применение статьи 12, в том числе и полностью исключающие ее применение (статья 16 п.1 «а», «i»). В рамках объема охраняемых по Конвенции прав использование государством такой оговорки (исключение применения статьи 12) является показателем того, собирается ли реально государство обеспечивать права артистов-исполнителей.

    В соответствии со статьей 16 п.1 «а» «i» государство может также заявить, что оно не будет применять положение статьи 12 к определенным видам использования. К этим видам относятся:

  • публичное прослушивание фонограмм в любом помещении, где люди проживают или спят, когда такое прослушивание является одним из удобств, предоставляемых исключительно или главным образом в таком помещении постоянно или временно, - кроме случаев, когда за вход в ту часть помещения, где прослушиваются фонограммы, взимается особая плата;
  • публичное прослушивание фонограмм как части деятельности, связанной с работой клуба, общества или иной организации (либо с работой в пользу такой организации), созданной и действующей не для извлечения прибыли, кроме случаев, когда за вход в помещение, где прослушивается фонограмма, взимается плата, поступления от которой используются иным образом, нежели это установлено целями организации;
  • вещание программ, производимое не с целью извлечения выгоды, а также в тех случаях, когда публичное сообщение в общественных местах не является результатом чисто коммерческой деятельности; использование, не связанное с получением экономической выгоды;
  • а также статья 12 будет применяться при использовании фонограмм в целях вещания или иного публичного сообщения в коммерческих целях и в случаях использования фонограмм для вещания.
  • Государство может также заявить (статья 16 п.1 «а» «iii»), что оно не будет применять положения статьи 12 в отношении тех фонограмм, производитель которых не является гражданином другого государства-участника Конвенции.

    В том случае, если государство по состоянию на 26 октября 1961 года - дату подписания Конвенции - предоставляло охрану производителям фонограмм исключительно на основе критерия места первой записи, оно может заявить, что для целей статьи 16 п.1 «а» «iii» будет применять критерий места первой записи вместо критерия гражданства производителя (статья 17).

    В соответствии со статьей 16 п.1 «а» «iv» государство может заявить, что оно ограничит охрану, предоставляемую по статье 12 в отношении фонограмм, производителем которых является гражданин другого государства-участника, тем уровнем и условиями, которыми это государство ограничивает предоставленную им охрану фонограмм, запись которых осуществлена впервые гражданином государства, делающего об этом уведомление.

    Кроме того, что в отношении статьи 12 в соответствии с п.1 «а» статьи 16 допустимо делать оговорки относительно ее применения (включая полное исключение применения), следует указать на то, что статья 12 не предусматривает вознаграждения за такие виды повторного использования исполнений, как:

    а) передачу в эфир по кабелю и иное публичное сообщение видео- и аудиовизуальных записей, содержащих исполнение (между тем, как видео- или аудиовизуальные записи в настоящее время получили широчайшее распространение);

    в) передачу в эфир, по кабелю или иное публичное сообщение аудиовизуальных произведений содержащих исполнения.

    Возможность делать оговорки в соответствии с п.1 «а» статьи 16 в отношении применения статьи 12 ограничивает реальное содержание прав интересов артистов-исполнителей при повторном использовании исполнения, содержащемся на фонограммах.

    Артисты-исполнители не обладают такими исключительными правами, какими обладают авторы литературных и художественных, кинематографических произведений, произведений архитектуры, а также других художественных произведений, или близкими к ним по своей исключительности правам, предоставленным Бернской конвенций. К таким правам относятся:

  • право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора; причем, это право сохраняется независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав (статья 6 bis Бернской конвенции);
  • право разрешать воспроизведение своих произведений любым образом и в любой форме (статья 9 Бернской конвенции).
  • Авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать (статья 11 bis):

  • передачу своих произведений в эфир или публичное сообщение этих произведений любым другим способом беспроволочной передачи знаков, звуков или изображений;
  • всякое публичное сообщение;
  • публичное сообщение переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аппарата, передающего знаки, звуки или изображения,
  • а также (статья 14):
  • кинематографическую переделку и воспроизведение своих произведений и распространение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений;
  • публичное представление и исполнение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений и сообщение их по проводам для всеобщего сведения.
  • Авторы литературных произведений пользуются исключительным правом разрешать:

  • публичное чтение своих произведений;
  • передачу любым способом чтения их произведений для всеобщего сведения.
  • Артист-исполнитель, согласно Римской конвенции, не имеет права на авторство, хотя результат его деятельности - это результат творчества. Так же он не имеет права разрешать и запрещать переделку и воспроизведение своего исполнения и прочие права, которые имеют авторы литературных, художественных и кинематографических произведений.

    Таким образом, права артистов-исполнителей, предусмотренные Римской конвенцией, нельзя назвать исключительными в полном значении этого слова. Они не имеют таких прав, которые, на наш взгляд, являются главными среди исключительных прав - права на авторство своего исполнения, права запрещать и разрешать использование своих исполнений. Фактически артисты поставлены в зависимое положение по отношению к правам производителей фонограмм и вещательных организаций. Римская конвенция предоставляет артистам-исполнителям значительно менее исключительные права, чем Бернская конвенция предоставляет авторам. Исключительность свойственна правам исполнителей в весьма умеренной, значительно в меньшей степени, чем авторам.
    © Prologo 2002
    Пишите нам: info@prologo.ru  Телефон в Москве:
    995-6967, 995-6955