|
||||||||||||||||||||||||||||
Особенности смежных прав Включение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности порождает правоотношения между авторами этих результатов и их пользователями. Интересы первых заключаются не только в создании творческого произведения, но и в распространении результатов творчества, в их доступности для широкой публики и промышленных потребителей. Субъекты, занятые таким распространением, то есть использующие результаты интеллектуальной деятельности, получают права, названные смежными, смежными с авторскими правами. Под смежными правами в международных конвенциях и национальном законодательстве понимаются права артистов-исполнителей в отношении их исполнений, производителей (изготовителей) фонограмм - в отношении изготовленных ими фонограмм, вещательных организаций - в отношении их передач. Правовая категория «смежные права» известна национальному законодательству ряда государств также под названием «родственные права», «другие права», «соседние права». Научно-технический прогресс повлек разнообразные изменения возможных видов и форм использования результатов интеллектуальной деятельности, способствовал формированию широкого доступа к культурным ценностям. Вместе с тем, при отсутствии достаточной правовой регламентации это способствует незаконному использованию результатов творческой деятельности. Результат творческой деятельности артистов-исполнителей до недавних времен никак не охранялся. При отсутствии технических средств они сами определяли и контролировали свою аудиторию, и потребности в охране их прав просто не требовалось. В Бернской конвенции права артистов, в отличие от авторских, не указывались и не регулировались. Радио и телевидение вывело аудиторию пользователей и прямую связь с потребителем из-под непосредственного контроля артиста-исполнителя. Передача может транслироваться достаточно широко, аудитория становится неопределенной, ее формируют и контролируют множество организаций и физических лиц. Поэтому между ними и артистами должны существовать специальные правовые отношения и механизмы, отражающие интересы как исполнителей, так и пользователей результатов исполнительского и авторского труда. В дальнейшем в связи с появлением звуко- и видеозаписи результат труда оказался отчужденным от исполнителя так же, как книга от писателя. Права производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания также относятся к смежным правам. Этих субъектов объединяет то, что именно благодаря их деятельности произведения, предназначенные для публичного исполнения, становятся доступными не только непосредственным слушателям и зрителям, но и более широкой публике, что большей частью соответствует интересам самих авторов. При использовании авторских произведений интересы этих трех групп субъектов, а также самих авторов произведений тесно переплетаются, причем, сохраняя свои правовые особенности. Пользователи произведений также нуждаются в особых правах, которые хотя и производны от прав авторов, однако не сводятся к правам, полученным от авторов по заключенным с ними договорам. В отличие от исполнителей, деятельности которых свойственно творческое начало, изготовители звукозаписей и организации эфирного и кабельного вещания осуществляют техническую деятельность, в результате которой никакого нового произведения не создается. Права этих организаций именуются смежными благодаря связи и сходству с правами авторов. Существенной особенностью большинства смежных прав является их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо объект, вообще не являющийся результатом творческой деятельности, смежные права носят самостоятельный характер. По общему же правилу, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют предоставленные им права в тех пределах, которые определены договорами с исполнителем и автором записанного на фонограмму или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Право распоряжения исключительным правом имеет две формы: отчуждение права использования, то есть полная передача его другому лицу, с прекращением прав прежнего правообладателя, и выдача разрешения (лицензии) на такое использование, когда прежний правообладатель сохраняет свои права полностью или частично. Лицо, осуществляющее использование объекта исключительного права, не будучи правообладателем, именуется "пользователем". При многообразии форм использования, "пользователь" вправе осуществлять только те виды использования, которые прямо разрешены ему правообладателем и только в установленных им пределах. От пользователя надо отличать "потребителя" объекта - лицо, осуществляющее потребление продукции, произведенной пользователем. Таким потребителем является, например, читатель книги, содержащей охраняемое произведение и изготовленной пользователем (издательством); покупатель изделия, в котором применено изобретение, использованное изготовителем и т.п. Для потребителя законодательство об исключительных правах никаких ограничений не устанавливает. Право использования и право распоряжения передаваемы, однако при существовании права авторства все первоначальные права, в том числе и имущественные, всегда принадлежат автору, а права всех других лиц, в том числе права на служебные результаты, закрепленные за нанимателем автора, производны. При этом разрешение должно быть получено от всех участников процесса изобретения, от всех соавторов произведения. Смежные права имеют значительное сходство с авторским и патентным (промышленным) правом и имеют достаточно оснований для того, чтобы считаться исключительными, и считаются таковыми как в доктрине, так в законодательстве. Вместе с тем, их исключительность имеет существенные особенности, обусловленные природой объектов производных прав и гражданско-правовыми отношениями между субъектами авторского и смежного права, уровнем исключительности правомочий, которыми их наделяет международное и национальное законодательство. Таким образом, смежное право - это производное исключительное право, определенное усмотрением первоначального правообладателя и в своей исключительности отличающееся от права автора и изобретателя. |
||
© Prologo 2002 Пишите нам: info@prologo.ru Телефон в Москве: 995-6967, 995-6955 |
||